Содержание
- Достоинства бандажного соединения:
- Способы стыковки воздуховодов
- Этапы монтажа вентиляции
- Классификация воздуховодов
- Производство работ по герметизации реечных соединений воздуховодов прямоугольного сечения
- Типы соединений
- Процесс герметизации
- Правила монтажа воздуховодов
- III. Ограничение на использование гибких воздуховодов
- Практические преимущества фланцев для воздуховодов
Достоинства бандажного соединения:
- простота
- экономичность
Расположение воздуховодов
Воздуховод может быть прикреплен к стене или потолку. При этом он может быть ориентирован:
горизонтально
Фото. Воздуховод горизонтальный.
вертикально
Фото. Вертикальные воздуховоды.
под наклоном (используется редко)
Виды креплений
В зависимости от типа воздуховода, его пространственной ориентации могут быть использованы различные методы их монтажа. Способы крепления воздуховодов:
- с помощью L-образного профиля и шпильки
- с помощью Z- образного профиля и шпильки
- с помощью хомута и шпильки
- с помощью траверсы и шпильки
- с помощью струбцины
- с помощью перфоленты (с хомутом и без хомута)
Фото. Виды креплений.
Тип крепления и количество крепежных элементов определяется массой, габаритами и видом вентиляционного короба. Во избежание вибраций и дребезжание конструкции обычно используются резиновые прокладки.
Если нужно направить воздуховод под определенным углом, соединить два воздухопровода разного диаметра либо осуществить из воздуховода сложную изогнутую конструкцию, то необходимо провести монтаж отводов вентиляции.
Фото. Отводы вентиляции.
Цена монтажа вентиляции воздуховодов зависит от длины воздухопроводной системы, способа крепления, материала и количества крепежных элементов.
Способы стыковки воздуховодов
Способы соединения деталей воздуховода можно разделить на сварные и фальцевые. Для сварного стыка необходима достаточная толщина стали или алюминия от 1,5 мм. Тонкостенные вентиляционные трубы соединяют, применяя фальцовку.
Фальцевые соединения бывают нескольких конфигураций. Наиболее используемые:
- на простом фальце;
- на фальце с защелкой;
- на фальце с отбортовкой;
- на соединительной планке;
- на поперечном фальце;
- встык;
- внахлестку;
- угловые.
Кроме сварных и фальцевых используют соединения:
- на фланцах;
- с помощью муфты или ниппеля;
- в раструб;
- при помощи шины;
- на бандаже.
Фланцевые соединения
Трубы для вентиляционных систем (независимо от их конструкции и сечения) соединяют при помощи специально изготовленных фланцев. Детали крепят на трубы при помощи точечной сварки или сплошного сварного шва. Между собой фланцы соединяют креплениями: заклепками или болтами с гайками. В случае использования крепежных болтов их располагают все на одну сторону.
Рекомендуем ознакомиться: Отсечной запорный клапан в трубопроводах
На практике, часто используют точечную сварку для соединения фланцев между собой. Это может грозить быстрой разгерметизацией системы из-за коррозии металла в будущем. Для придания дополнительной защиты сварному соединению, фланцы рекомендуется тщательно прокрашивать. Сварка считается быстрым и недорогим способом монтажа вентиляционных труб.
Для придания герметичности соединению на стальных фланцах между ними укладывают уплотнительную прокладку. Какие материалы разрешено использовать для герметизации стыков воздуховодов, официально изложено в СНиП 3.05.01-85.
Фланцевое соединение воздуховодов является универсальным, надежным способом. Однако изготовление дополнительных деталей обходится дорого, а процесс сборки является трудоемким. Такие соединения используют при монтаже плотных воздуховодов, с высоким уровнем требований.
Соединение воздуховодов муфтой или ниппелем
Не менее распространенный способ соединения труб вентиляционных коммуникаций – оформление стыка муфтой или ниппелем.
Муфта (или внешний ниппель) представляет собой дополнительный отрезок трубы, диаметр которого чуть превышает диаметр основного трубопровода. Муфтой закрывают место стыка, одевая ее на трубопровод. Для герметизации все стыки промазывают специальным составом (герметиком), который подбирают в зависимости от предстоящих условий эксплуатации. Есть муфты, которые идут в комплекте с уплотняющей прокладкой. При монтаже таких муфт герметиком не пользуются.
Ниппель представляет собой отрезок трубы, меньшего диаметра, чем основной трубопровод. Его вставляют на место стыка изнутри. Здесь для герметизации используют специальную алюминиевую ленту.
Соединение воздуховодов между собой с использованием ниппеля получило большее распространение на круглых конструкциях. На прямоугольных сечениях их применяют реже.
Соединение в раструб
Данный тип соединения воздуховодов применяется только для труб с круглым сечением. Для осуществления соединения в раструб на одном конце трубы должен быть расширяющейся участок или вся конструкция должна иметь форму конуса. Трубы вставляют друг в друга, не закрепляя их дополнительно. Для герметизации используется уплотнительная прокладка либо пластичный герметик. Наибольшее распространение соединение в раструб получило при монтаже сэндвич-дымоходов и бытовой вытяжки на естественной тяге.
Еврошина
Для соединения деталей прямоугольных воздуховодов производят специальные шины. Эти детали похожи на соединительные фланцы для прямоугольных труб, которые разобраны на запчасти. Деталь представляет собой отрезок металлического оцинкованного профиля, который напоминает букву Г. Удлиненная сторона имеет размер от 20 до 30 мм. Шина идет в комплекте с уплотнителем и специальными уголками.
Шиной соединяют воздуховоды, которые используются для транспортировки не горячих, химически инертных воздушных масс.
Рекомендуем ознакомиться: Как выбрать клей для качественного соединения ПВХ труб?
Бандаж
Стыковка деталей воздуховода при помощи установки бандажа применяется на химических производствах. Это соединение высокой надежности. Однако использовать его для бытовых коммуникаций экономически невыгодно, поскольку изготовление самого бандажа процесс дорогостоящий.
Бандаж устанавливают поверх места стыковки трубопровода. Предварительно проводят отбортовку соединяемых торцов. Пространство бандажа заполняют герметизирующими материалами – теплоизоляционной или химически устойчивой мастикой.
Этапы монтажа вентиляции
При правильной установке систем вентиляции и кондиционирования происходит удаление из помещения загрязненного воздуха, обеспечивается равномерная подача и постоянная циркуляция, поддерживается оптимальный уровень температуры и влажности. Этот процесс производится в несколько этапов:
- выезд технолога;
- составление проекта;
- производство воздуховодов;
- поставка оборудования;
- монтаж вентиляции;
- установка систем автоматики;
- пусконаладочные работы;
- сдача объекта;
- акт прокрутки.
Каждый из этапов требует особого внимания и должен быть произведен с учетом нормативных актов. Вместе с этим согласуются с заказчиком график работ и монтажные схемы. Объем определяется типом оборудования и его производительностью. На стоимость проводимых работ влияет уровень сложности объекта, используемое оборудование, она рассчитывается в индивидуальном порядке. По завершению монтажа систем вентиляции и кондиционирования проводится пусконаладочная работа. После этого заказчик получает документацию, включающую в себя:
- паспорт производителей;
- инструкцию по пользованию оборудованием;
- исполнительные схемы;
- сертификаты;
- акты испытаний и другие документы.
Монтаж вентиляции в Москве лучше доверить квалифицированным специалистам, обладающим необходимыми знаниями и навыками.
- Как рассчитать сечение и диаметр воздуховода?
- Расчёт площади воздуховодов и фасонных изделий, аэродинамических и других показателей
- Недостатки полипропиленовых труб в отоплении дома
- Размеры и виды пластиковых воздуховодов для вентиляции
- За и против распределения воздуха от пола
- Вентиляционная решетка с обратным клапаном
- Шумоизоляция вентиляции: особенности устройства и способы монтажа
- Вентиляция погреба в гараже своими руками
- Пластиковые вентиляционные трубы для вытяжки: виды, их характеристики, применение
- Особенности и установка оцинкованных воздуховодов для вентиляции
- Гофрированные воздуховоды для вентиляции: гофрорукава и гофротрубы
- Особенности использования канализационных труб из пвх диаметром 50 мм
- Какие размеры сэндвич трубы лучше использовать для дымохода
- Какие трубы для теплого пола выбрать: характеристики и способы монтажа
- Какие трубы используются для газопровода?
- Демонтаж систем отопления
- Правила прокладки канализационных труб
- Расчет общеобменной и местной вентиляции производственного помещения
- Вентиляционная шахта в многоэтажном доме
- Какими должны быть диаметр и длина воздуховода для вытяжки
- Варианты бестраншейной прокладки труб
- Какие трубы рехау лучше для отопления и водоснабжения?
- Воздухообмен в жилых помещениях: что следует знать для комфортной жизни
- Вентиляция в частном доме из пластиковых труб: технические характеристики и правила установки
- Особенности и обустройство вентиляции курятника
С этим читают
- Как рассчитать сечение и диаметр воздуховода?
- Расчёт площади воздуховодов и фасонных изделий, аэродинамических и других показателей
- Недостатки полипропиленовых труб в отоплении дома
- Размеры и виды пластиковых воздуховодов для вентиляции
- За и против распределения воздуха от пола
- Вентиляционная решетка с обратным клапаном
- Шумоизоляция вентиляции: особенности устройства и способы монтажа
- Вентиляция погреба в гараже своими руками
- Пластиковые вентиляционные трубы для вытяжки: виды, их характеристики, применение
- Особенности и установка оцинкованных воздуховодов для вентиляции
Классификация воздуховодов
Выбор способа стыковки деталей воздуховодов между собой зависит от конструктивных особенностей системы, условий эксплуатации и параметров транспортируемых газов.
Классификация воздуховодов проводится по нескольким параметрам.
Круглые и прямоугольные
Все воздуховоды можно разделить по геометрической конфигурации на прямоугольные и круглые. Круглые конструкции считаются более эффективными в работе, в них нет условий для образования вихревых потоков, они тише.
Прямоугольные конструкции имеют свои преимущества при обустройстве вентиляции в жилых зданиях. Их пропускная способность достаточна для обеспечения качественной вентиляции, а прямоугольная форма позволяет спрятать трубы под отделкой.
Как частный случай, могут быть изготовлены воздуховоды треугольного сечения, шестигранники, восьмигранники. Такие системы монтируют по индивидуальным заказам, преследуя решение эстетических, дизайнерских задач. Практических особенностей эти конфигурации не имеют.
Жесткие и гибкие
Жесткие воздуховоды могут быть как прямоугольными, так и круглыми. Их изготавливают из оцинкованной стали, алюминия, полимеров. Гибкие конструкции всегда с круглым сечением. На практике монтируют воздуховоды, комбинируя участки жестких труб и гибких. Гибкие трубы удобны в местах разветвлений, нескольких поворотов, поскольку помогают сократить количество стыков.
Рекомендуем ознакомиться: Как правильно выполнить переход с кирпичной дымоходной трубы на сэндвич?
Гибкие трубы изготавливают из алюминия, ПВХ, химически инертной резины, текстиля. Для придания жесткости в гибкую трубу вставляется каркас из металлической проволоки. Поскольку гибкий воздуховод при эксплуатации издает много шума, то часто трубы выпускают с дополнительным шумопоглощающим покрытием.
Встроенные и внешние
По строительной конструкции воздуховодные коммуникации делят на встроенные и внешние. Внутренние (вентиляционные шахты) встраивают в стены или потолки помещений. Самый распространенный пример такого воздуховода – вентиляционная система в жилом доме. Здесь воздуховодные каналы вмонтированы в стены, в комнаты выходят только вентиляционные отверстия.
Внешние коммуникации крепят к потолку и стенам (приставные, подвесные короба или трубы) по внешней стороне.
Производство работ по герметизации реечных соединений воздуховодов прямоугольного сечения
1.20. Бесфланцевые соединения металлических воздуховодов прямоугольного сечения из унифицированных деталей, изготовляемых по ТУ 36-736-78 в соответствии с ВСН 353-75, выполняют с помощью шин и реек, изготовляемых по ТУ 36-2314-80.
Примечание. Реечные соединения участков воздуховодов прямоугольного сечения могут быть выполнены с применением реек других конструкций ( Z
и С-образной формы), а также без шин. В последнем случае рейки устанавливают на отбортованные концы воздуховодов.
1.21. Шины и рейки изготовляются в заводских условиях и на монтажную площадку поставляются партиями по заданным размерам. Шины могут быть поставлены также установленными на воздуховодах и закрепленными любым способом (защелочное соединение, прихватка сваркой, соединение на заклепках или самонарезающих винтах и др.).
1.22. Для герметизации реечных соединений применяют профилированную резиновую прокладку Т-образной формы, изготовляемую из резины по ТУ 38-105259-71. Резиновую прокладку устанавливают в ручье шин (приложение 3 ,а).
1.23. Сборку участков воздуховодов в укрупненные блоки производят при предварительно установленных резиновых прокладках в ручье шин. Совмещение шин между собой и обеспечение соосности соединяемых воздуховодов выполняют с помощью оправки, вставляемой в отверстие монтажных угольников. Затем шины на одной из сторон стягивают фиксаторными клещами и на них на длину 10-15 мм надвигают рейку, после чего легкими ударами молотка через деревянную прокладку рейку забивают на всю длину. Соединительные рейки устанавливают сначала на вертикальных сторонах воздуховодов, а затем горизонтальных. При этом обеспечивается плотное прижатие резиновых прокладок между собой и герметичность соединения.
1.24. При установке реек на отбортованные концы воздуховодов профилированную резиновую прокладку устанавливают между торцами (приложение 3 ,б), после чего воздуховоды соединяют рейками, забиваемыми легкими ударами молотка.
1.25. При соединении прямоугольных воздуховодов с помощью Z
-и С-образных реек (без применения резиновых прокладок) в целях герметизации стык снаружи должен быть промазан густотертой краской или разогретой до 50 °С мастикой «Бутэпрол» (приложение 3 ,в).
Масляные и алкидные густотертые краски (ГОСТ 695-77) выпускаются нескольких марок: МА-021, МА-025, ГФ-023 и ПФ-024. Краски готовы к употреблению и поступают разведенными олифой до требуемой консистенции. Перед употреблением их необходимо перемешать до образования однородной массы. Краска наносится и уплотняется шпателем. Время высыхания готовой краски не более 12 ч. Расход краски составляет 0,008-0,010 кг на 1 м 2 воздуховода.
1.26. Максимальная длина укрупненных блоков прямоугольных воздуховодов, монтируемых горизонтально и соединяемых на шинах и рейках, зависит от схемы расположения захватов и составляет 6-12 м. В случае применения специальных траверс длина блоков может быть увеличена до 15 м в зависимости от конструкции траверсы. Вертикальные воздуховоды монтируют укрупненными блоками в пределах 1-2 этажей здания.
Типы соединений
Ниппельное соединение воздуховода Соединение вентиляционных труб между собой осуществляется сварным или фланцевым методом. Кроме того, фиксировать элементы можно бандажом, ниппелем или муфтой.
Сварное
Соединять фрагменты воздуховода при помощи сварки можно, если они металлические, при этом толщина их стенок превышает 1,5 см. Чаще такой способ применяется в промышленных помещениях, в которых скапливаются вредные газы. В этом случае швы должны быть максимально герметичными. Для оцинкованных материалов требуется высокопрофессиональная сварка, чтобы избежать коррозии в области шва.
Ниппельное
Ниппель – это часть трубы, посередине которой присутствует выпуклое ребро. Она вставляется в основную конструкцию. Для фиксации используется то самое ребро. На изделие надевается другой участок воздуховода. Стык герметизируется металлизированным скотчем.
Ниппельное соединение осуществляется при помощи муфты. Ее диаметр больше основной трубы. Муфта может объединить 2 фрагмента конструкции. Ребро в этом случае находится на внутренней поверхности элемента. Такой способ используется для соединения круглых воздуховодов.
Фланцевое
Фланец для стыковки двух частей воздуховода По ГОСТу трубы можно соединять фланцевым методом. Для крепления деталей применяется точечная или сплошная сварка. Между собой фланцы фиксируются гайками и болтами, а также заклепками. Чтобы обеспечить надежную герметизацию сварного шва, его нужно прокрашивать. Между стальными элементами укладывается уплотнительная прокладка. Несмотря на эффективность, фланцевое соединение воздуховодов является трудоемким в изготовлении и дорогостоящим.
Бандажное
Бандажный способ соединения конструкции востребован на предприятиях химической промышленности. Он обеспечивает высокую надежность стыка, но сам процесс изготовления дорогостоящий, поэтому для бытового применения непопулярен. Бандаж крепится поверх соединительного шва. Перед этим торцы требуют отбортовки. Бандажное пространство заполняется химически инертным герметиком. Этот способ применяется для соединения пластиковых воздуховодов меж собой.
Процесс герметизации
О герметичности вентиляционной системы нужно позаботиться еще в процессе ее монтажа, после завершения монтажных работ проводятся испытания. Но воздухонепроницаемость, изначально соответствовавшая нормативным требованиям, может снижаться в процессе эксплуатации системы. В этом случае требуется вторичная герметизация. Приемы герметизации зависят от способа соединения воздуховодов и их сечения, имеют значение и характеристики рабочей среды – температура, наличие в воздухе паров агрессивных веществ.
- уплотнение фланцевых соединений воздуховодов осуществляется в процессе монтажа, между фланцами закладывается уплотнитель в форме шнура, жгута, ленты или прокладка нужной формы и размера. Болты соединений проходят сквозь уплотнитель, в жестких уплотнителях и прокладках предварительно делаются отверстия, в асбестовом шнуре раздвигаются нити. В процессе герметизации нужно следить за тем, чтобы просвет воздуховода не перекрывался выступающим внутрь уплотнителем;
если температура рабочей среды в воздуховоде превышает 70 °С, используются термостойкие уплотнители, также может выполняться обварка воздуховодов по фланцу;
обычные фланцевые соединения рекомендуется не только уплотнять в процессе монтажа, но и выполнять послемонтажную обмазку стыка герметиком. Если используются так называемые еврофланцы (фланец из уголков и шинорейки), обмазочная герметизация не требуется, достаточно прокладки уплотнителя;
для герметизации бесфланцевых соединений воздуховодов, по которым движется воздух температурой до 40 °С, используется самоклеющаяся герметизирующая нетвердеющая лента из бутилкаучука, дублированная нетканым материалом. Лента клеится поверх стыка на тщательно очищенную сухую поверхность и тщательно прикатывается вручную или валиком, чтобы не образовывалось складок и пузырей. Во избежание вулканизации ленты поверхность не должна быть сильно нагрета;
воздуховоды круглого сечения с температурой рабочей среды до 60 °С герметизируются алюминиевым скотчем, им закрывается шов снаружи. Можно также применять термоусаживающиеся манжеты;
в соединениях бандажного типа используется невысыхающая герметизирующая мастика. Внутренняя полость соединения заполняется предварительно разогретым составом;
бесфланцевые соединения типа «стакан в стакан» можно герметизировать герметиком или мастикой. Их необходимо наносить на внешнюю поверхность более узкой трубы, тогда после соединения труб излишки выдавятся наружу. Если же нанести герметизирующий состав на внутреннюю поверхность трубы большего диаметра, он попадет внутрь воздуховода и перекроет его просвет. Уплотненное соединение можно дополнительно загерметизировать, заклеив сверху бутилкаучуковой лентой, или покрыть шов герметиком (ширина полосы до 1,5 см) и обмотать алюминиевым скотчем;
на сложных участках (соединения труб разного диаметра, стыки с выступающим сварным швом) применяются термоусаживающиеся полимерные муфты и манжеты. Они надеваются на одну из труб, а после их соединения закрывают место стыка. Нагретая манжета плотно обжимает неровную поверхность, а расплавленный клеевой состав заполняет микротрещины и щели.
Правила монтажа воздуховодов
схема монтажа воздуховода на фланцевом соединении
Перед монтажными работами вентиляционная система делится на укрупненные блоки, длинна одного узла не может превышать 15 метров. Узлы собирают по следующему алгоритму:
- Отмечают места отверстий и креплений на воздуховодах вентиляции и фасонных элементах.
- Проделывают отверстия.
- Устанавливают фиксаторы и крепят их болтами, все стыки герметизируются специальными составами или лентой.
- Фасонные элементы и воздуховоды вентиляции монтируют в укрупненные узлы.
- Закрепляют хомуты и крепеж.
- Поднимают готовый узел и подвешивают на готовые крепеж.
- Прикрепляют к установленному раньше участку воздуховода вентиляции, по диаметру стыки герметизируют.
Монтаж гибких и полужестких воздуховодов вентиляции проще по сравнению с жесткими оцинкованными
Трубы значительно легче, повороты и изгибы не требуют специальных работ, особое внимание следует уделить соединениям воздуховодов вентиляции, утеплению и герметизации швов
- Перед монтажом гибкий воздуховод полностью растягивается;
- Прохождение через стены осуществляется только с помощью специальных переходников (гильз);
- Воздуховод не должен соприкасаться с трубами отопления;
- Протягивая гибкий воздуховод, необходимо соблюдать направление движения воздуха, указанное на трубе и упаковке;
- Радиус изгиба гибкого воздуховода должен составлять не менее 2 диаметров;
- Для соединения участков между собой используется фольгированный скотч, хомуты из пластмассы, подвесы, зажимы и т.д. Все стыки обязательно герметизируются;
- Размер воздуховода для вентиляции должен совпадать с диаметром хомута, если подобран слишком маленький хомут, пережимается внутреннее сечение;
- Расстояния между креплениями вентиляционных воздуховодов может составлять 1 метр при горизонтальном размещении и 1,8 м при вертикальном;
- Допустимое провисание гибкой трубы составляет 5 см на метр длинны.
Видеоролик о монтаже бесфланцевого жесткого воздуховода:
III. Ограничение на использование гибких воздуховодов
Ограничения на применение гибких воздуховодов обусловлены, в большинстве случаев, различиями в национальных и отраслевых стандартах и нормах. В числе прочих общих ограничений на использование гибких воздуховодов можно назвать следующие:
использование в вертикальных стояках высотой более двух этажей;
использование в системах с температурой входящего воздуха более 120°С;
применение на открытом воздухе, если материал воздуховода специально не защищен от воздействия солнечного света и прочих атмосферных воздействий;
использование без учета классификации, включая термостойкость и конструктивные особенности конкретного вида изделий;
несоблюдение допустимых расстояний при монтаже в местах, где из-за электрических устройств, ископаемого топлива или солнечной энергии, возникает избыток тепла;
монтаж соединительных воздуховодов через стены, перегородки или части вертикальных стояков, имеющие рейтинг огнестойкости больше 1 часа; через полы и через стены там, где требуется использование автоматических противопожарных заслонок или клапанов дымоудаления;
использование в качестве компонентов систем вентиляции в помещениях для готовки, глажки и сушки белья, если это специально не указано производителем;
применение в бетонных конструкциях, в местах ниже уровня земли или в контакте с землей без учета ограничений производителей на непосредственный контакт с агрессивной средой или абразивными материалами.
|
Монтаж гибких рукавов:
а) неправильно; б) правильно |
Статья подготовлена специалистами
Практические преимущества фланцев для воздуховодов
Использование фланцев позволяет сделать воздухопровод обслуживаемым по всей длине. В любое время возможно отсоединить требуемые элементы для замены или прочистки, промывки. Фланцевое соединение особенно востребовано в тех случаях, когда район прокладки воздушного провода характеризуется повышенной взрывоопасностью.
В подобных случаях затруднено использование сварки и выполнении других операций, которые могут привести к возникновению даже малейшей искры. С точки зрения эксплуатационных характеристик детали устойчивы к коррозии, химически агрессивным газам, воздействию горячего воздуха, поступающего из кухонь, других производственных помещений.