Содержание
- Отключение подачи теплоносителя
- Конструкция радиаторов отопления
- Процесс демонтажа
- Процедура разборки
- Прокладка отопительных труб
- Полезные рекомендации
- Конструкция
- Что делать, когда батарея на сварке?
- Выбор нового
- Сварка
- Способ крепления отопительных элементов
- Как снять радиатор отопления в квартире – советы экспертов
- Конструкция радиатора
- Как отсоединить радиатор отопления
- Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям
- Перегрев двигателя после замены радиатора
- Способы демонтажа
- В каких случаях выполняют демонтаж батарей
- Сварка
- Ключ для сборки и разборки радиаторов
- Что делать, когда батарея на сварке?
- С чего начать
Отключение подачи теплоносителя
Перейдем к практике.
Прежде, чем снимать радиатор, нужно отключить отопление и слить воду. Как это сделать?
Я разберу отключение отопления в квартире многоквартирного дома. Для автономных систем отопления трудно дать какие-то общие рекомендации из-за их индивидуальности.
Самый простой сценарий — отключение воды установленными на подводках вентилями, шаровыми кранами или дросселями. Достаточно перекрыть запорную арматуру на обеих подводках — и можно разбирать соединения на радиаторных пробках, предварительно подставив под них таз или другую емкость для слива воды.
Между подводками с отсекающими вентилями обязательно должна быть смонтирована перемычка. Без нее перекрытый дроссель или кран остановит циркуляцию во всем стояке. Очень скоро к вам придут соседи и станут вслух подвергать сомнению ваши высокие моральные качества.
Правильное подключение: отсекающие шаровые краны на подводках и перемычка между ними.
Если подводки лишены запорной арматуры, придется искать и сбрасывать стояк. Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление.
В многоквартирных домах со стоячной разводкой используются две схемы расположения розливов:
Верхний розлив подразумевает вынесенную на чердак подачу. Стояки соединяют ее с расположенным в подвале или подполе обратным розливом. Каждый стояк функционирует независимо от остальных и отключается в двух точках — внизу и вверху;
Пара схем отопления с верхним розливом.
В доме с нижним розливом разводка подачи и обратки выполнена в техническом подвале. Стояки попеременно подключаются к обоим розливам и попарно соединяются перемычками на верхнем этаже дома. Соответственно, отключать придется два стояка — подающий и обратный.
Чтобы определить тип разводки, загляните в подвал. Если по периметру дома проложены две горизонтальных трубы в теплоизоляции — у вас нижний розлив, одна — верхний.
Нижний розлив: по периметру дома проложены и обратка, и подача.
Для начала найдите свой стояк. В подвале легче всего ориентироваться по лестничным маршам между входом и площадкой первого этажа, на чердаке — по окнам квартир. Дальнейшие действия зависят от типа розлива.
Верхний розлив
В случае верхнего розлива порядок действий по отключению будет таким:
- Перекройте вентиль на чердаке. Заглушку не выкручивайте;
Отвод стояка от розлива подачи на чердаке выглядит примерно так.
- Перекройте вентиль в подвале;
Стояк и розлив обратки в подвале.
- Выверните заглушку на один-два оборота и дождитесь падения напора струи воды, бьющей по резьбе. Так вы убедитесь с полной исправности запорной арматуры;
- Выверните заглушку полностью. Зависшая в стояке вода выльется после того, как вы вскроете подводку к радиатору.
Нижний розлив
Вот инструкция по отключению своими руками стояка отопления в доме с нижним розливом:
- Перекройте свой стояк и два соседних с ним;
- Выверните заглушку на один-два оборота;
Если вместо заглушки на стояке стоит сбросник, задача сильно упростится.
- Поочередно приоткройте вентиля на соседних стояках. Так вы выявите стояк, связанный с вашим;
- Полностью откройте ненужный вам вентиль. Парный вашему стояк перекройте;
- Выверните заглушки на своем и связанном с ним стояках.
Конструкция радиаторов отопления
Стандартная батарея собирается из отдельных литых секций, без использования наружного крепежа или фиксаторов. Таким образом, можно набрать радиатор практически неограниченной длины.
Чтобы правильно разобрать чугунную батарею, необходимо знать некоторые особенности ее конструкции:
- Отдельные секции собираются в один корпус с помощью внутренних резьбовых втулок или ниппелей. Чтобы разобрать чугунный радиатор, нужно суметь вывернуть торцевые пробки и внутренние вставки;
- Каждый ниппель представляет собой цилиндрический стакан, на котором нарезаны два участка с резьбой двух видов – с левым и правым направлением витков.
Торцевые заглушки также изготавливаются с двумя видами резьбы, как правило, глухие выпускают с левой резьбой, а гайка-штуцер для подключения к трубе – с правой.
Важно! Чтобы разобрать секции, нужно будет правильно выбирать направление вращения, иначе можно быстро разбить чугунный корпус батареи. Для крепления отдельного регистра в общий чугунный корпус используется пара ниппелей, которые одновременно заворачиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой
Чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, потребуется также аккуратно выворачивать ниппеля, делая на каждом всего 1-2 оборота
Для крепления отдельного регистра в общий чугунный корпус используется пара ниппелей, которые одновременно заворачиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой. Чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, потребуется также аккуратно выворачивать ниппеля, делая на каждом всего 1-2 оборота.
Процесс демонтажа
Отключение от системы После проведения подготовительных работ по перекрытию поступления теплоносителя осуществляется слив воды, оставшейся внутри труб перекрытого участка. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу, который осуществляется в следующем порядке:
- В нижней части радиатора в месте подведения труб с помощью крестообразной отвертки полностью вкручиваются 2 заглушки.
- Используя разводной ключ, откручивают крепление, соединяющее подводящую трубу с батареей. Придется приложить определенные усилия, но работу следует проводить аккуратно, чтобы не повредить резьбу.
- Контргайку вначале откручивают вручную примерно наполовину, контролируя рукой выброс воды. Надо обеспечить, чтобы теплоноситель стекал небольшим ручейком, а не хлестал струей во все стороны.
- Под воду устанавливается емкость, и выкручиваются ранее закрученные заглушки.
- Радиатор немного приподнимают с одной стороны, обеспечивая максимальный сток воды из него.
- Батарея снимается с крепежных кронштейнов на стене, для чего она постепенно поднимается вверх и подается на себя.
- Проводится демонтаж всех деталей крепления батареи.
При проведении демонтажных работ следует учитывать следующие важные нюансы:
- Внутри радиатора после перекрытия содержится достаточный объем воды, способный затопить соседей снизу. Работы надо вести аккуратно, не допуская ее разлива по полу.
- Демонтаж батареи целесообразно приурочить к летнему периоду, когда отопление не требуется, чтобы не вызвать беспокойства соседей, а все работы проводить не спеша и тщательно.
- Для исключения повреждения отводов и резьбы рекомендуется перед началом демонтажа под батарею установить деревянный брусок, устраняющий риск ее падения.
Старую отопительную батарею легко снять своими руками
Важно, чтобы отключение системы обеспечил специалист, а сам демонтаж проводился аккуратно, с соблюдением рекомендаций и мер безопасности
Процедура разборки
Разъединить прикипевшие межсекционные стыки очень непросто. В некоторых случаях они прикипают так сильно, что бессильными оказываются даже значительные физические усилия. В подобных ситуациях стыки перед разборкой прогреваются с помощью паяльной лампы или фена.
Как разобрать радиатор отопления из чугуна:
- Чугун прогревают паяльной лампой до тех пор, пока он не начнет издавать малиновое свечение. После этого можно начинать процедуру разборки.
- Первым делом необходимо вывернуть заглушки.
- Радиаторный ключ подводится к верху батареи: его головка должна попасть на участок отвинчивания ниппель-гайки. На торце секции нужно с помощью мела отметить круг расположения стержня инструмента.
- Сплющенная часть вставляется в нижний внутренний паз. Далее, перемещая инструмент в нужном направлении, доводят его до отмеченного круга.
Перед началом операции важно выяснить, в какую сторону необходимо проводить скручивание секций. При наличии ниппельной гайки ее по очереди накручивают на правый и левый торец батареи: это дает возможность определиться с направлением вращения ниппеля
Если резьба сдвинется, полное откручивание производить не следует. Чтобы избежать перекосов, верхний и нижней ниппели нужно поочередно отвинчивать на один полный оборот.
Прокладка отопительных труб
Когда старая отопительная система будет удалена, наступает время подумать о новой. Один из вопросов инструкции как поменять батарею в квартире – метод прокладки новых труб. В первую очередь выбирается один из двух вариантов:
- Открытый
- Скрытый
С эстетической точки зрения скрытая прокладка гораздо лучше. Коммуникации будут спрятаны от человеческого глаза. Однако данный метод имеет ряд недостатков:
- Затрудняется дальнейшее техническое обслуживание системы
- Увеличивается стоимость проводимых работ, в смете появятся дополнительные затраты на строительные материалы
- Определенный процент тепла уйдет на подогрев декоративной конструкции
Преимущества открытых отопительных систем, благодаря которым им отдают предпочтение, очевидны каждому:
- Более низкая стоимость монтажных работ, так как материалы расходуются в минимальном количестве
- Трубы напрямую контактируют с окружающей средой, благодаря чему исключены потери тепла
- Простое дальнейшее обслуживание коммуникаций
- Небольшие временные затраты на прокладку труб
Прокладка труб скрытым методом
Как отмечалось, скрытая прокладка труб – работа трудоемкая и продолжительная. Вначале проводят подготовку:
- Для естественной циркуляции теплоносителя трубу кладут непосредственно в потолочное навесное перекрытие, а отводящие стояки пускаются по защитному декоративному коробу
- Для принудительной циркуляции неплохим решением будет прокладка труб в стенах или в полу
- На рабочие поверхности наносится разметка и проделываются перфоратором или болгаркой штробы
Непосредственно в штробах трубу крепят клипсами. При этом около будущих радиаторов магистраль должна оканчиваться съемными переходниками на резьбе.
К декорированию поверхностей необходимо приступать лишь после того, как все батареи расположатся по местам и будет проведена опрессовка.
Прокладка труб открытым методом
Прокладка труб открытым методом более популярна. На первом этапе нужно установить радиаторы, расширительный бак, котел и прочее отопительное оборудование.
Чтобы трубы смотрелись эстетично, следует рассчитать их точное расположение. Не лишними окажутся схемы, набросанные на бумаге с учетом расположения мебели.
Прокладка открытым методом может быть организована одним из следующих способов:
- Нагнетающую верхнюю трубу большого внутреннего сечения прокладывают между радиаторными заглушками под подоконником, при этом трубу, идущую по низу, ведут по полу
- Обе трубы подводятся по полу, однако данный способ подойдет лишь при принудительной циркуляции
- Для естественной циркуляции теплоносителя нижнюю трубу пускают непосредственно у пола, а верхнюю располагают как можно повыше
Определившись с методом прокладки трубной магистрали, нужно нанести разметку на стены и установить удерживающие клипсы. Частота их расположения – 1-2 м. Необходимо учесть, что участки между радиаторами рекомендуют делать цельными. На нестандартных участках в местах соединения ставятся две клипсы – с одной и со второй стороны.
Особое внимание уделяют ответвлением и поворотам. Перед обрезкой придется сделать тщательные замеры, иметь дизайнерской и инженерное видение
Так же советуем вам узнать подробнее про индивидуальное отопление в квартире
Монтаж новых батарей
Перед установкой батарей отопления в квартире необходимо еще раз все просчитать и точно вымерять их расположение. При этом не следует нарушать правила, прописанные в специализированных документах (СНиП):
- Примерное расстояние между полом и нижним краем – 15 см
- Примерное расстояние между подоконником и верхним краем – 15 см
- Зазор между радиатором и стеной – минимум 2 см
Вначале нужно закрепить кронштейны, на которые будут подвешиваться новые радиаторы. Затем на них надеваются гайки. Все соединения должны быть хорошо уплотнены, чтобы не просачивалась вода. Также рекомендуется нанести паклю. На каждом входе не лишними будут краны.
Завершающим рабочим этапом станет проверка всей системы отопления на работоспособность. Для этого следует один ее конец заглушить, а со второй стороны создать насосом или компрессором давление, превосходящее рабочее на 1-2 атмосферы. Если спустя некоторое время показания замеряющего манометра не изменятся – можно завинчивать все соединения и подсоединяться к центральной системе.
Дополнительное видео
Подводим итоги
Что-то определенно сложное и невыполнимое в том, как поменять батарею в квартире, встретить не получится. Однако рассчитывать на легкую работу также не приходится. После завершения работ рекомендуется вызвать матера и позволить ему убедиться в правильности сборки системы.
Полезные рекомендации
Надо отметить, что снимать радиаторы отопления в летнее время намного проще, по той причине, что отопление отключено, поэтому если есть возможность, то лучше оставить такую работу на летнее время. Однако далеко не всегда это зависит от владельцев, поэтому нужно всегда быть готовыми к тому, что придется менять батарею в зимнее время. Однако и эта работа, если следовать инструкции, пройдет гладко, без проблем.
Для частных домов, которые далеко не всегда имеют батареи, отлично подойдет тепловой аккумулятор, который греет дом и печь без необходимости топки по утрам и вечерам. Установка теплового аккумулятора тоже может быть осуществлена своими руками, ничего сложного в этом деле нет.
Конструкция
Конструктивными элементами рассматриваемого сегодня агрегата охлаждения являются:
- Две части корпуса;
- Патрубки;
- Сердцевины;
- Сливной кран, расположенный в нижней части корпуса;
- Заливная пробка в верхней части корпуса с двумя клапанами (впускной и выпускной).
Также справедливости ради стоит отнести к системе охлаждения термостат и электровентилятор, которые играют свою важную роль в охлаждении мотора.
- Корпус представляет собой два бака с примыкающими к нему патрубками, по которым проходит охлаждающая жидкость.
- Сердцевиной является ряд из латунных трубок, которые спаяны с ребрами охлаждения. Их можно найти внутри корпуса.
- Заливная пробка позволяет перенаправить охлаждающую жидкость в радиатор, а сливной кран служит для слива жидкости, когда это потребуется.
Что делать, когда батарея на сварке?
Сварным швом обычно раньше крепились конвекторы. Чтобы их демонтировать, желательно вооружиться болгаркой с диском для резки стали. Можно, в крайнем случае, взять ножовку по металлу, но работать будет гораздо тяжелее. Подводка просто перерезается
Главное и очень важное условие при этом — делать это надо строго под прямым углом
Чтобы поставить новую батарею, надо будет делать новую резьбу. Это не сложно, как на первый взгляд кажется, но, конечно, срезать батарею гораздо быстрее.
Пошаговая инструкция, как сделать новую резьбу:
С помощью болгарки или обычного напильника снимается пологая фаска на торце трубы;
Для облегчения процесса на то место, где будет нарезаться труба, наносится смазка (подойдёт та, которая используется для швейной машинки);
Плашку осторожно надевают вперёд держателем;
Теперь нужно зажать подводку трубным ключом. Это делают обязательно, иначе при нарезки можно оторвать стояк от батарей, которые крепятся к нему с помощью американок (в соседней квартире)
Последствия, конечно, будут плачевны.
Далее нарезается резьба. Нельзя забывать удерживать подводку или стояк. Главное при этом — не спешить, делать всё аккуратно, не пережимать. Обычно достаточно сделать пять витков.
Выбор нового
Перед тем как снять радиатор охлаждения со своего ВАЗ 2110, нужно подумать, какой агрегат окажется на его месте. Вариантов не так много, однако выбор следует сделать грамотно.
Для отечественной «десятки» предусмотрено два типа охлаждающих устройств — алюминиевые
имедные
И здесь важно подумать, чего именно вы хотите — надежной, длительной работы, либо минимальные финансовые затраты на его покупку
- Алюминиевые. Они обладают небольшим весом, достаточно дешевые. Цены напрямую зависят от производителя. Но такие радиаторы обладают худшим показателем теплопроводности, он не так эффективно охлаждают двигатель. Плюс для алюминиевых агрегатов характерно появление коррозии уже через непродолжительный период эксплуатации. Среди наиболее востребованных моделей отметим две: Luzar. Его стоимость сейчас около 1000 рублей;
- Прамо. За него придется отдать где-то 1600 рублей.
Медные . Обладают большим весом, но эффективнее справляются со своей непосредственной задачей. Срок службы значительно дольше, медь защищает от образования коррозии. Для возникновения течи вам придется как следует постараться, удариться передком о что-то твердое. То есть механическая прочность у медных радиаторов на высоком уровне. Единственный недостаток — высокая цена. За 5 тысяч рублей вы сможете приобрести великолепный двухрядный радиатор, КПД которого повышен на 40 процентов.
Сварка
Чтобы демонтировать конвектор, его подводки просто-напросто перерезаются под прямым углом к продольной оси с помощью ножовки по металлу или болгарки с кругом по стали.
Болгарка заметно ускорит демонтаж конвектора.
Для присоединения новой батареи на подводках придется нарезать новую резьбу.
Это делается так:
- Напильником или болгаркой делаем заход для плашки — снимаем пологую фаску на торце трубы;
- Смазываем конец трубы любым маслом (для швейных машинок, моторной отработкой, даже подсолнечным). Смазка уменьшит необходимое для нарезки усилие и исключит появление задиров на резьбе;
- Надеваем плашку держателем вперед;
Плашка с рамкой — держателем.
- Зажимаем подводку трубным ключом и в процессе нарезки резьбы компенсируем с его помощью вращательный момент. Иначе есть вполне реальные шансы оторвать стояк от радиатора, установленного на сгонах или американках в соседней квартире;
Нарезая резьбу, придерживайте подводку или стояк.
- Прижимаем плашку с максимальным усилием к торцу трубы и вращаем. Прижим нужен лишь при нарезке первой нитки, дальше плашку нужно только вращать.
После нарезки первой нитки плашку можно не прижимать.
Нарезав пять ниток на одной подводке, повторите все операции на второй. Работа закончена.
Способ крепления отопительных элементов
Чтобы демонтировать батарею, необходимо определить способ ее крепления к общей системе отопления. Наиболее популярные варианты:
- на сгонах, когда трубы соединяются из двух частей — патрубка с удлиненной резьбой и контргайки. Отопительную систему можно разобрать, снять радиаторы и промыть или заменить их,
- сварка стыков применялась при установке радиаторов конвекторного типа, в виде трубчатого змеевика. Все вопросы решаются с помощью болгарки. Трубу просто перерезают и батарею демонтируют,
- фитинговая система, в которую входят быстроразборные фитинги с гайками накидного типа. Эти крепления используют при установке батарей новейшего образца. С их помощью легко разобрать соединения труб и снять радиатор.
Иногда приходится убирать всю отопительную систему, вырезая старые трубы и отопительные элементы.
Как снять радиатор отопления в квартире – советы экспертов
Некоторые модели радиаторов отопления, в особенности алюминиевые, могут иметь сложную внутреннюю конструкцию. После слива воды в них может остаться некоторый объем. Не брезгуйте тряпками и держите их наготове.
При обустройстве отопления частного дома нередко используют теплоноситель. Со временем он разлагается и выделяет токсичные продукты
Поэтому при работе соблюдайте меры предосторожности. Надевайте перчатки, очки, респиратор
Не пренебрегайте мерами безопасности, всегда держите наготове тряпки, ветошь и все, что может впитать жидкость. Лучше один раз перестраховаться, чем платить соседям за новый ремонт.
При боковой системе подключения все работы выполняйте максимально синхронно. Особенно это касается алюминиевых радиаторов отопления – они больше подвержены деформации. Откручивая муфту с одной стороны на один-два поворота, переходите на другую сторону.
При нижнем и седельном подключении трубы проходят через напольное покрытие. Чтобы дать им дополнительный ход можно снять пару паркетных досок, ламинат. Это убережет и трубы, и покрытие.
Никогда, повторяю, никогда, не рвите силой и рывками резьбу! Вы можете промахнуться с направлением, большим усилием можно обломать кромку. После этого нормально зафиксировать заглушки не получится. А если и выйдет – то ненадолго. Равномерное усилие – лучший вариант. Если не хватает сил – используйте рычаг.
Конструкция радиатора
Перед тем как произвести разборку биметаллического радиатора своими руками, необходимо ознакомиться с конструкцией оборудования. В принципе, здесь сразу можно говорить и еще об одной разновидности, а именно, об алюминиевых батареях. Они сделаны по тому же принципу, что и биметаллические, поэтому процесс разборки практически одинаков.
Итак, эти радиаторы отопления состоят из нескольких секций, которые соединены друг с другом с помощью специальных элементов — ниппель-гаек. Это пустые внутри детали, с каждой стороны которых сделана наружная резьба. Соответственно, секции радиатора накручиваются на каждую такую гайку с двух сторон.
Ниппели расположены сверху и снизу радиатора. На внутренней части каждой гайки есть специальные выступы, за которые можно зацепиться специальным инструментом для раскручивания. Резьба на ниппеле с одной стороны левая, с другой правая
Чтобы не запутаться, обращайте внимание на маркировки, проставленные на каждом элементе. Буква D означает правую резьбу, буква S — наоборот
Как отсоединить радиатор отопления
Есть три вида подключения радиаторов отопления – сварное, через муфту и американку. Определить на глаз это несложно (см. фото).
Неокрашенный сварной шов системы отопления.
Муфта для труб отопительной системы.
Если в вашем доме установлены конвекторы, а не радиаторы, скорее всего их трубы сварены с общей системой. Остается только обрезать входящие трубы болгаркой. Для демонтажа конвектора выберите наиболее удобное для вас место – в любом случае, придется нарезать резьбу на трубах отопления.
Демонтаж муфты отопления
Муфты устанавливали при Союзе, это простой, но эффективный метод стыковки труб. При скручивании муфты придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Обработайте стыки муфты и труб растворителем, подождите пока старая краска сойдет;
- На муфте, как правило, есть два выступающих ребра. За них удобно ухватиться газовым ключом;
- Откручивайте муфту на себя и вниз.
Важно
Если муфта прокручивается вместе с трубой отопления и не проворачивается по резьбе, это плохой знак. Значит, она приржавела или старая краска не дает ей открутиться. Позовите помощника, который придержит трубу. Одним ключом нужно удерживать трубу подачи (или отвода) воды от проворачивания. Вторым – срывать муфту.
Отключение американки
Фитинг американка для пропиленовых труб отличается от остальных тем, что в нем есть прижимная гайка. Для отключения радиатора от труб открутите ее до тех пор, пока не освободится ответная часть. После этого можно достать из радиатора часть патрубка.
Старые образцы «американок» обжимают концы вентиля. Со временем резьба принимает форму ответной части и не может быть обжата заново. Если радиатор был установлен более пяти лет назад, то стоит поменять весь вентиль или сгон.
Фитинг «американка»
Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям
Перед тем, как разобрать чугунный радиатор отопления, необходимо заготовить набор инструментов:
- Ключ для разборки чугунных батарей (5/4 дюйма для старых приборов и дюймовый – для новых);
- Разводной ключ второго или третьего номера;
- Мел;
- Дюймовая труба длиной 50-100 см.
Также нужно найти удобную площадку, на которой можно будет разбирать радиатор. Хорошим вариантом будет прочный деревянный щит, положенный на ровную площадку. Батарея укладывается на этот щит горизонтально, и можно приступать к разборке.
Технология разборки радиатора выглядит следующим образом:
В первую очередь нужно понять, в какую сторону откручиваются глухие пробки, после чего их нужно отвернуть. Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо отметить на ключе длину до выкручиваемого ниппеля. Чтобы сделать это, ключ кладется на батарею, и его край доводится до той точки, где находится втулка. На ключе при помощи мела по кругу делается отметка, до которой ключ вставляется в батарею.
Далее нужно разбираться, в какую сторону должен вращаться ключ для чугунных батарей – они могут иметь как левую, так и правую резьбу. Соответственно, при вращении в разные стороны секции батареи будут расходиться или сходиться. Направление вращения определяется при помощи футорки, которая вворачивается с той же стороны, куда впоследствии будет вставляться ключ.
При правой резьбе футорка вкручивается по часовой стрелке, поэтому направление вращения ключа при раскрутке будет противоположным. С левой резьбой ситуация меняется с точностью до наоборот.
Непосредственно раскрутка радиатора начинается с первой секции. Первым делом нужно сорвать резьбу поочередно на обоих ниппелях (как правило, достаточно всего лишь половины оборота ключа)
Далее батарея постепенно раскручивается с каждой стороны так, чтобы расстояние между секциями составляло около 0,5 см.
При раскрутке очень важно соблюдать указанный зазор между секциями – если раскрутить батарею с одной стороны сильнее, то есть немалая вероятность того, что резьба заклинит. В процессе раскручивания на ключ стоит надеть трубу, чтобы уменьшить требуемые усилия.
По такой технологии разбирается любой современный радиатор. Зачастую на таких отопительных приборах имеются заглушки с промаркированным направлением резьбы.
Перегрев двигателя после замены радиатора
Если после замены радиатора охлаждения греется двигатель, мастера дают однозначный совет. Чаще всего проблема заключается в крыльчатке. При использовании некачественных китайских запчастей лопасти попросту стопорятся.
Для вращения элемента необходимо определённое давление, которое создаёт помпа. Когда крыльчатка стопорится, элемент работает вхолостую.
Другие варианты:
- срыв ремня;
- проблема насоса;
- обрыв крепления.
Если насос неисправен, охлаждающая жидкость не циркулирует. Через некоторое время цилиндры двигателя греются и всё кипит. Намного реже ломается термостат, который должен регулировать температуру. Если термостат даёт сбой, перегрев двигателя гарантирован.
Способы демонтажа
Снятие батареи в сезон отопления происходит после опорожнения стояка. В частном доме это касается хозяина, а в многоэтажке оформляется разрешение управляющей конторы. Услуга платная и проводится в удобное для ЖКХ время. Большинство отопительных приборов снабжаются блокировочными вентилями, теплоноситель перестает поступать на отдельный участок.
Фитинговое подключение
Фитинговые соединения могут быть покрыты краской, поэтому разогреваются паяльной лампой
Резьба сохраняется целой, если межосевой размер от одной подводки до другой у нового прибора аналогичен старой батарее.
Порядок демонтажа:
- Контргайки скручиваются по подводкам с пробками. Если мешает слой краски, соединение прогревается феном или паяльной лампой. Старая подмотка снимается с резьбы.
- Раскручивается пробка радиатора с применением газового ключа под № 3 или 4. Обычно используется правая нарезка при боковом подсоединении.
- Радиатор снимается с держателей.
- На подводке скручиваются радиаторные пробки и контрящие элементы.
С помощью сгонов
Данный способ обычно применяется для чугунных радиаторов
Герметичность обеспечивается за счет использования системы двух гаек. Одна связывает радиатор с трубой, вторая является контргайкой. Откручивается элемент меньшего размера по длине нарезки сгона, затем также поступают с соединительной гайкой. Процесс выполняется на подающей и обратной магистрали.
Радиатор снимается с креплений. Чугунные изделия тяжелые, поэтому нужна помощь, либо радиатор разбивается на отдельные секции. В батарее остается вода, поэтому используются тряпки, чтобы не залить соседей.
Проблема появляется, когда соединения заржавели и стали неподвижными. Помогает паяльная лампа или места стыковки срезаются. Оставшейся длины может не хватить для новой нарезки, поэтому приваривается дополнительный сгон.
В каких случаях выполняют демонтаж батарей
Чаще других нужно выполнять демонтаж чугунного радиатора отопления, который уже отслужил свой век. Но иногда приходится решать, как снять биметаллический радиатор. Современные отопительные приборы поддаются демонтажу легче всего.
Работы по демонтажу радиатора отопления могут понадобиться при следующих обстоятельствах:
Когда чугунные батареи дают течь между секциями. При этом расстояние от подводки небольшое, секций много. Обычным радиаторным ключом бывает невозможно дотянуться до ниппелей, которые находятся со стороны глухих пробок. Поэтому приходится снимать прибор со стороны подводки. Чтобы сделать демонтаж экстренно, нужно знать заранее, как правильно снять батарею отопления.
Если образуются течи в местах сгона на подводке к батарее
Чтобы сменить сгон (не важно, резьба или сварка), требуется демонтаж прибора.
Иногда возникает необходимость замены радиатора на другой прибор, с более выгодными мощностными характеристиками или более современный по дизайну.
Радиаторы требуется снимать и для проведения профилактических работ, чтобы удалить накипь внутри. Иногда это делают методом отжига. После этой процедуры обязательно требуется замена межсекционных прокладок.
При ремонте квартиры для проклейки или окраске стены за радиатором, его требуется снять. Клеить обои возле радиаторов не рекомендуется в отопительный сезон, они держаться не будут, поэтому об этом нужно позаботиться заранее.
Бывают и другие случаи: например, решено переделать однотрубную систему на двухтрубную. Радиаторы нужно демонтировать аккуратно, чтобы использовать их повторно
Особой осторожности требуют алюминиевые приборы.
Сварка
Чтобы демонтировать конвектор, его подводки просто-напросто перерезаются под прямым углом к продольной оси с помощью ножовки по металлу или болгарки с кругом по стали.
Болгарка заметно ускорит демонтаж конвектора.
Для присоединения новой батареи на подводках придется нарезать новую резьбу.
Это делается так:
- Напильником или болгаркой делаем заход для плашки — снимаем пологую фаску на торце трубы;
- Смазываем конец трубы любым маслом (для швейных машинок, моторной отработкой, даже подсолнечным). Смазка уменьшит необходимое для нарезки усилие и исключит появление задиров на резьбе;
- Надеваем плашку держателем вперед;
Плашка с рамкой — держателем.
- Зажимаем подводку трубным ключом и в процессе нарезки резьбы компенсируем с его помощью вращательный момент. Иначе есть вполне реальные шансы оторвать стояк от радиатора, установленного на сгонах или американках в соседней квартире;
Нарезая резьбу, придерживайте подводку или стояк.
- Прижимаем плашку с максимальным усилием к торцу трубы и вращаем. Прижим нужен лишь при нарезке первой нитки, дальше плашку нужно только вращать.
После нарезки первой нитки плашку можно не прижимать.
Нарезав пять ниток на одной подводке, повторите все операции на второй. Работа закончена.
Ключ для сборки и разборки радиаторов
Для разборки и сборки радиатора вам понадобится инструмент.
Выглядит это «чудо техники» следующим образом:
Ключ для сборки радиаторов
Это не единственный вариант исполнения такого рода инструмента.
В магазинах можно встретить множество конструкторских решений. Например, вот таких:
Ключ для сборки секций радиаторов
Независимо от того как выглядит ключ, его задача откручивать и закручивать ниппеля.
Лично я всегда собирал радиаторы при помощи первого варианта ключа.
Желательно, чтобы инструмент был изготовлен из закаленной стали.
Иначе одного ключа вам хватит всего на несколько стыков, а потом он придет в негодность и придется покупать новый.
Что делать, когда батарея на сварке?
Сварным швом обычно раньше крепились конвекторы. Чтобы их демонтировать, желательно вооружиться болгаркой с диском для резки стали. Можно, в крайнем случае, взять ножовку по металлу, но работать будет гораздо тяжелее. Подводка просто перерезается
Главное и очень важное условие при этом — делать это надо строго под прямым углом
Чтобы поставить новую батарею, надо будет делать новую резьбу. Это не сложно, как на первый взгляд кажется, но, конечно, срезать батарею гораздо быстрее.
Пошаговая инструкция, как сделать новую резьбу:
С помощью болгарки или обычного напильника снимается пологая фаска на торце трубы;
Для облегчения процесса на то место, где будет нарезаться труба, наносится смазка (подойдёт та, которая используется для швейной машинки);
Плашку осторожно надевают вперёд держателем;
Теперь нужно зажать подводку трубным ключом. Это делают обязательно, иначе при нарезки можно оторвать стояк от батарей, которые крепятся к нему с помощью американок (в соседней квартире)
Последствия, конечно, будут плачевны.
Далее нарезается резьба. Нельзя забывать удерживать подводку или стояк. Главное при этом — не спешить, делать всё аккуратно, не пережимать. Обычно достаточно сделать пять витков.
С чего начать
Прежде всего, нужно определить, где находится вентиль для перекрытия горячей воды и отопления. В старых многоэтажках он расположен в подвальном помещении. Чтобы его перекрыть, необходимо разрешение местного ЖЭКа. Владелец квартиры пишет заявление на имя начальника этого учреждения. После его рассмотрения по названному адресу приходит мастер. Он имеет право перекрыть нужный вентиль и сбросить воду из отопительной системы. В домах новой постройки перекрывают краны в самой квартире.
После этого можно приступать к демонтажу батареи. Сделать это несложно, с такой задачей может справиться каждый, кто умеет пользоваться простыми инструментами:
- болгаркой,
- отверткой,
- гаечным разводным ключом,
- малярной лентой.
Если хозяева затеяли в своей квартире евроремонт, то старую отопительную систему с ребристыми батареями советского времени демонтируют. Вместо них устанавливают более эффективные отопительные приборы, которые лучше вписываются в интерьер отремонтированных помещений.