Содержание
- Засор по стояку
- Почему у батареи верх горячий, низ холодный
- Что делать, если батареи засорились
- Низ батареи холодный в частном доме. Как устранить проблему
- Причины неравномерного нагревания батарей
- Пол батареи не греет
- Давление, скорость воды и температура обратки в системе отопления
- Вентили в строю?
- Система отопления не сбалансирована
- Неправильное подключение и другие причины
- Важно знать
Засор по стояку
На внутренних стенках труб отопления образуется осадок. Постепенно его толщина растет. Если диаметр трубы стояка больше, чем идущей к радиатору, то батареи будут холодными. Осадок небольшой толщины существенно уменьшает сечение и пропускную способность.
Проверить трубы на засор можно только визуально. Для этого необходимо отключить отопление по всему стояку и спустить воду в подвале. После этого снять радиатор вместе с кранами и осмотреть внутреннюю поверхность труб.
Лучший вариант – прочистить трубы, идущие от стояка к радиаторам. Если они большой длины, сделать это будет сложно. Придется использовать специальные средства для очистки труб. Их эффективность зависит от типа отложений.
Если нет возможности отключить стояк или прочистить его, можно прикрыть байпас. Так вы уменьшите пропускную способность стояка, вода или теплоноситель под большим давлением пойдут в отопительный прибор. Но это временная мера.
Важно
При перекрытии байпаса давление в системе увеличится. Повысится риск протечек в местах соединений вентилей, труб и радиатора отопления.
Осадок на стенках трубы отопления
Почему у батареи верх горячий, низ холодный
Практически у всех батарей верх горячий, а низ холодный. Таковы эксплуатационные особенности радиаторов. Связаны они с большим процентом отдачи тепла в системе отопления. Жидкость внутри остывает перед тем, как двигаться по трубам дальше. Но разница в температуре не должна быть значительной. По нормативам – не более 5 градусов. Для самостоятельного измерения можно воспользоваться специальным градусником (ртутным или электронным), чтобы его шкала была рассчитана до +80 градусов и выше. Просто приложите ту часть градусника, где содержится ртуть, к радиатору, зафиксируйте и дождитесь результата.
С помощью градусников для радиаторов отопления можно понять, есть ли проблема с батареей. Если разница температуры сверху и снизу радиатора не более 5 градусов, это – эксплуатационная особенность
Однако если батарея внизу очень холодная, вверху слишком горячая, то дело не в технических характеристиках оборудования. Скорее всего, причина в следующем:
- в процессе монтажа системы отопления установщик перепутал трубопроводы, которые отвечают за подачу и отдачу внутренней жидкости (воды, масла, антифриза);
- жидкость слишком медленно циркулирует внутри конструкции, она остывает на подходе к теплоносителю и в момент выхода из батареи становится ледяной;
- упало давление в системе отопления.
Если конструкция подключена неправильно, то в результате:
- нарушена циркуляция жидкости в системе;
- коэффициент полезного действия приближается к нулю;
- жидкость не заходит во все без исключения секции, что нужно для нормальной работы батареи;
- вода, масло или антифриз не выходят вообще или неравномерно покидают радиатор;
- создается высокое давление внутри системы отопления, что может привести к разрыву труб, соединений.
Если жидкость-теплоноситель циркулирует в конструкции слишком медленно, то батарея прохладная снизу. Проблема возникает из-за следующих причин:
- трубы слишком заужены, не подходят для конкретной системы;
- насос вышел из строя в ходе эксплуатации или вообще не соответствовал мощности системы;
- пайка труб производилась с нарушением норм.
Если пайка труб произведена с нарушениями норм и требований, то радиатор вверху будет горячим, а внизу холодным
Что делать, если батареи засорились
Засор радиатора отопления — распространенная проблема при работе батарей, которая ведет к различным неприятностям. Внутри устройств из-за некачественного теплоносителя и вследствие наличия воздуха скапливается грязь. Особенно такое характерно для начала отопительного сезона. Когда начинают и заканчивают давать отопление, смотрите здесь.
В автономных контурах, которые не зависят от центрального отопления, грязь и мусор могут попасть через открытый гидробак. Частицы и батареи оседают на дне и в укромных уголках батареи, в результате чего нарушается циркуляция теплоносителя. Батареи начинают хуже греть. А сильный засор приводит к тому, что радиаторы становятся полностью или наполовину холодные.
Засор также происходит из-за скопления лишнего воздуха и образования воздушной пробки. Современные биметаллические батареи легки в обслуживании. Убрать лишний воздух в этом случае можно, открыв специальный краник. Если проблема в воздушной пробке из отверстия последует шипение. Если проблема в другом, из краника польется теплоноситель. В этом случае сразу закройте кран.
Для старых чугунных батарей такой краник не предусмотрен. При воздушной пробке придется искать муфту, которая расположена на соединении трубы с подходом к радиатору. Поверните муфту и из крана польется грязный теплоноситель. Слейте немного и закрутите обратно. Чтобы не запачкать пол, предварительно поставьте под муфту емкость. Не откручивайте муфту полностью, иначе возникнет риск затопления!
Низ батареи холодный в частном доме. Как устранить проблему
Не слишком ли холодное помещение, где эксплуатируются отопительные радиаторы? Если оно не утеплено, стены тонкие, а окна и двери постоянно открыты, то понятно, почему батарея отопления сверху горячая, снизу холодная
В такой ситуации важно принять меры по сохранению тепла в комнате!. Если батареи подключены неправильно, то отопительная жидкость попадает не в верхнюю часть, как должна, а сразу в нижнюю
Что делать? Отсоединить трубы, которые отвечают за вход и выход отопителя, поменять их местами
Если батареи подключены неправильно, то отопительная жидкость попадает не в верхнюю часть, как должна, а сразу в нижнюю. Что делать? Отсоединить трубы, которые отвечают за вход и выход отопителя, поменять их местами.
Манипуляции производят при полной остановке отопительной системы, отключении радиаторов:
- «глушат» котел;
- стравливают жидкость из труб и радиаторов с помощью кранов Маевского или спусковых воздушных клапанов.
О кранах Маевского смотрите в
После того как вы поменяли трубы входа и выхода местами, запустите систему и оставьте ее на 24 часа. Низ радиатора все равно холодный, а верх горячий? Значит, проблема не в трубах.
Обратите внимание на насос. Возможно, он вышел из строя
Тогда необходим ремонт или замена. Если речь идет о холодном времени года, то целесообразно заменить насос на новый.
Один агрегат стоит около 3 тысяч рублей. Хорошо зарекомендовали себя приборы «DAB VA», «Джилекс», «Grundfos».
Иногда низ батареи ледяной потому, что конструкция завоздушена. Надо просто спустить воздух. Делают это с помощью кранов Маевского или клапанов для спуска на радиаторах. Перед тем как стравливать воздух, перекройте систему.
Чтобы стравить воздух с помощью крана Маевского, перекройте систему отопления
Проблема того, почему радиаторы отопления наполовину холодные, может скрываться в зауженных трубах. Их либо расширяют с помощью необходимого оборудования, либо меняют на новые, что трудозатратно, но действенно.
Трубы могут не справляться с нагрузками, потому что они забиты грязью, посторонними предметами. Нужна промывка. Для этого:
- отопительную конструкцию отключают;
- трубопровод разбирают на части;
- механическим путем с помощью щупа или мощной струи воды удаляют загрязнения изнутри радиатора.
Произойти так, что верх батареи горячий, а низ холодный, может и потому, что вышел из строя котел. Если вы уверены, что причина неправильной работы радиаторов именно в котле, то ни в коем случае не разбирайте агрегат самостоятельно. Это технически сложный прибор, который работает под большим давлением. Непрофессиональная разборка может стать причиной взрыва котла, особенно, если он работает на газу.
Котел для системы отопления стоит не дешево, цена – от 20 до 100 тысяч рублей. Эксперты рекомендуют выбирать продукцию следующих , «Зота», «Руснит», «Фероли», «Глобал».
Также холодный низ, горячий верх радиатора отопления может свидетельствовать о проблемах с самими батареями. Вполне вероятно, что они забиты грязью. Устранить проблему поможет очистка большим напором воды или пара. Самостоятельно произвести подобные манипуляции практически невозможно. Понадобится помощь профессионалов – обратитесь в соответствующую фирму или управляющую компанию, которая обслуживает ваш дом. Если промывка не помогла, замените оборудование на новое.
Самые простые радиаторы стоят от 3 до 15 тысяч рублей. Надежными компаниями-, «Royal Thermo», «СИРА», «IRSAP TESI».
Причины неравномерного нагревания батарей
При подходе к различного рода ремонтным работам полезно пользоваться правилом — идти от простого к сложному. Часто причина неисправности устраняется путем профилактического обслуживания.
Ответ на вопрос, почему батареи отопления снизу холодные сверху горячие, кроется в следующем:
- не полностью открыты или закрыты краны запорной арматуры;
- в систему попал воздух, и образовалась пробка;
- в радиаторе накопилось много отложений солей и примесей, мешающих циркуляции;
- сломались перекрывающие краны и нарушились условия равномерного движения теплоносителя;
- радиатор подключен неправильно;
- в системе низкое давление или скорость движения теплоносителя;
- помещение слишком холодное.
Радиатор засорился
Вода в системах центрального теплоснабжения в своем составе имеет примеси солей, которые оседают в любом удобном месте (повороты, изгибы, углубления, раковинки на внутренней поверхности).
Теплоноситель может содержать различные посторонние примеси:
- металлическую стружку и ржавчину;
- песок;
- кусочки прокладок и сантехнического уплотнителя резьбовых соединений.
Со временем внизу батареи отопления скапливается желеобразная масса, закупоривающая пути движения жидкости. Со временем субстанция грязи может перейти в твердое состояние.
Неправильно работает запорная арматура
Установленные на подводящей и отводящей к батарее трубе краны должны быть открыты и свободно пропускать потоки теплоносителя. Неисправность может привести к изменению давления и режима циркуляции рабочей жидкости.
Поломкой считается неправильная работа запирающего механизма крана, невозможность повернуть его в закрытое или открытое положение.
Низкое давление в системе
Подача теплоносителя в систему осуществляется под воздействием установленного давления. Если его показатель ниже нормы, рабочая жидкость не сможет полностью заполнить радиатор, в итоге эффективной теплоотдачи не будет.
Снижение давления может быть вызвано рядом причин:
- Неисправность на центральной котельной или магистрали.
- Не достаточно открытая запорная арматура на стояках подачи тепла и трубах.
- Увеличение объема теплообменников, например, установка сверх нормы секций радиаторов или оборудования для «теплого пола».
Неправильный монтаж радиатора
Батареи подключаются к системе отопления по установленной схеме. Изменение порядка подвода и отвода рабочей жидкости приводит к нарушению ее циркуляции или полному прекращению движения. Неправильно присоединить радиатор могут «специалисты» с низкой квалификацией или владельцы помещений, взявшие на себя функции сантехников.
Низкая скорость циркуляции теплоносителя
Снижение времени передвижения жидкости в отопительном радиаторе приведет эффекту теплого верха и холодного низа.
Выше уже называлось падение давления в системе как причина снижения скорости циркуляции. Еще одним фактором, влияющим на движение жидкости в теплосети, можно назвать нарушение работы естественного (гравитационного) типа отопления, то есть создание пробок, препятствий движению и так далее.
Холодное помещение
В комнате с низкой температурой теплоноситель остывает быстрее, и батарея снизу, ближе к отводящей трубе, будет холоднее, чем в области подачи горячей жидкости.
Пол батареи не греет
Половина батареи холодная а половина горячая. Почему не прогревается целиком и что можно сделать что бы батарея нагрелась полностью.
Пол батареи по вертикали
Когда половина батареи не греет по вертикали, это значит что она либо забита либо слишком длинная и обвязана по боковому подключеню. Если переобвязать по диагонали нет возможности, то нужно вставить удлиннитель потока.
Как установить удлинитель потока в радиатор отопления..
По батареи по горизонтали
Если греет только верхняя часть радиатора а нижняя часть отличается по температуре. Это значит что радиатору недостаточно напора. В самотечных системах и в системах со стояком где подача и обратка подключены к одному стояку это нормально, с этим ничего не сделать.
Как обвязать радиатор что бы он грел по максимуму.
Начнем с самого распространенного кода тепла в батарее хватает только на несколько секций расположенных ближе к подающим трубам. А дальняя часть батареи остается холодной. В таком случае проблема заключается в том что батарея подключена сбоку а ее длинна (длинная батарея) требует диагонально подключения или как его еще называют диагональной обвязки.
На таблице в процентах показаны потери в теплоотдаче при одностороннем подключении радиаторов. Однако не всегда есть техническая возможность двухсторонней обвязки батарей. Для этого можно вставить внутрь батареи специальную трубку, так называемый удлинитель потока применяемый при боковой – односторонней обвязке батарей. Подробный материал о том как его сделать своими руками.Во втором случае речь пойдет о батареях которые греют на половину сверху а нижняя часть батареи остается холодной. Эту проблему нужно решать ускорением теплоносителя в системе отопления. И встречается она в основном в самотечных системах частных домов в тех случаях когда тепловой поток движется по системе отопления с маленькой скоростью и успевает остыть до того как прогреется низ радиатора. Для исправления этой ошибки лучше всего пригласить специалиста по отопительным системам который определит как можно исправить ситуацию с недостаточно быстрой циркуляцией теплоносителя в системе. Обычно это решается установкой циркуляционного насоса на обратку котла. Который ускорит циркуляцию тепла в системе и в самих батареях для того что бы последние начали полностью прогреваться.
Можно добиться того что бы батарея стала сверху теплой а снизу холодной еще и за счет перепутанного подключения подачи с обраткой, что бы подача оказалась снизу, а обратка сверху, как на рисунке. Радиатор установленый таким образом если и будет греть то только на половину. Верхняя половина батареи всегда горячая, а другая половина, будет оставаться всегда холодной. Да и то, только при условии, что система отопления гидравлическая. Если бы была самотечная то совсем, не грела бы при такой обвязке.
Видео
В представленном видео-ролике показан процесс спуска воздуха из радиатора.
Давление, скорость воды и температура обратки в системе отопления
В основном, требования, предъявляемые к системам отопления, подразумевают разделять специфику работы отопления на два типа:
- независимая, здесь источник теплоэнергии размещен непосредственно в помещении – используют в индивидуальном доме или в многоэтажных зданиях элитного типа;
- зависимая, где к обогревательному комплексу подключена сеть трубопроводов – применяют в большинстве домов городского массива и поселках городского типа.
По специфике циркуляции теплового носителя преимущественно используют воду, где скорость воды в системе отопления напрямую влияет на температуру в радиаторах. Подразделяют циркуляцию на естественную (по принципу гравитации) и принудительную (система отопления с помощью насоса). По распределению принято различать систему отопления с нижней и верхней трубной разводкой.
Температура
Невзирая на богатый выбор предоставляемых систем отопления, варианты подачи тепла и обратки достаточно малочисленны. Также должна быть установлена по правилам максимальная температура в системе отопления во избежание дальнейших неисправностей.
Радиаторы к системе отопления подключают одним из трех способов: нижним, боковым или диагональным.
Также нижнее подключение еще называют по-разному: «ленинградка», седельное. По такой схеме обратка и подвод устанавливаются в нижней части батареи. В большинстве случаев ее применяют, когда трубы проложены под плинтусом либо под поверхностью пола. Температура обратки в системе отопления не должна отличаться от температуры подвода.
Скорость воды
Если секций немного, теплоотдача будет крайне неэффективной по сравнению с другими схемами – скорость воды в системе отопления снижается, что приводит к теплопотерям.
Боковое отопление является самым популярным типом подключения радиаторных батарей к отоплению. Подачу воды в качестве теплового носителя осуществляют в верхней части, а обратка подключается снизу, чтобы температура обратки в системе отопления считалась равнозначной.
Чтобы избежать снижения эффективности такого типа подключения при увеличении радиаторных секций, рекомендуют устанавливать инжекционную трубку.
Давление
Диагональный тип подключения еще носит название боковой перекрестной схемы, потому что подачу воды подключают сверху радиатора, а обратку организуют внизу противоположной стороны. Его целесообразно использовать при подключении значительного количества секций – при небольшом количестве резко повышается давление в системе отопления, что может привести к нежелательным результатам, то есть теплоотдача может снизиться вдвое.
Чтобы окончательно остановиться на одном из вариантов подключения радиаторных батарей, необходимо руководствоваться методикой организации обратки. Она может быть таких видов: однотрубная, двухтрубная и гибридная.
Тот вариант, на котором стоит остановиться, напрямую будет зависеть от совокупности факторов. Необходимо учитывать то, какая этажность здания, где проводится подключение отопления, требования к ценовому эквиваленту системы отопления, какой тип циркуляции используется в теплоносителе, параметры радиаторных батарей, их габариты и многое другое.
Чаще всего свой выбор останавливают именно на однотрубной схеме разводки отопительных труб.
Как показывает практика, такую схему используют именно в многоэтажках современного типа.
У такой системы есть целый ряд характеристик: они отличаются невысокой стоимостью, достаточно легко монтируются, подача теплоносителя (горячей воды) производится сверху при выборе вертикальной системы отопления.
Также радиаторы к системе отопления подключают последовательным типом, а это, в свою очередь, не требует отдельного стояка для организации обратки. Иными словами, вода, пройдя первый радиатор, поступает потоком в следующий, далее в третий и так далее.
Однако здесь нет возможности регулировать равномерное нагревание радиаторных батарей и его интенсивность, в них постоянно фиксируется высокое давление теплоносителя. Чем дальше установлен радиатор от котла, тем больше снижается теплоотдача.
Также существует иной метод разводки – 2-х-трубная схема, то есть система отопления с обраткой. Его чаще всего используют в элитном жилье или в индивидуальном доме.
Здесь представлена пара замкнутых контуров, один из них предназначается для подводки воды к параллельно подключенным батареям, а второй – для ее отвода.
При гибридной разводке сочетаются две выше описанные схемы. Это может быть схема коллектора, где на каждом уровне организована индивидуальная ветка разводки.
Вентили в строю?
Обычно на каждый радиатор приходится два вентиля – на подаче и обратке. С их помощью можно регулировать скорость потока воды или теплоносителя. При выходе из строя одного или обоих вентилей пропускная способность может уменьшиться.
Проверить работу вентилей можно опытным путем. Попробуйте прикрыть или открыть их. Если через 5-15 минут (в зависимости от типа батареи) температура поверхности радиатора изменится – все в порядке. Если нет – проблема с одним или двумя вентилями.
Чтобы определить причину, придется перекрывать стояк и сливать воду. После этого отсоедините радиатор отопления и осмотрите вентили. Проверьте, перекрывают ли они канал. Если один или оба вышли из строя – необходима замена.
Система отопления не сбалансирована
При малом количестве воды в системе не все радиаторы одинаково прогреваются. Проблема решается гидравлической балансировкой, которая обеспечит прохождение разного количества жидкости через каждый прибор. Настройку можно выполнить при наличии в системе перепускных и балансировочных клапанов, а также регуляторов расхода давления.
Если верх радиатора горячий, а низ холодный, применяют модульную балансировку. Для этого сеть делят на отдельные элементы (одна батарея, группа батарей, стояк и т. д.) и оснащают балансировочным вентилем. Это устройство позволяет индивидуально настроить каждый модуль.
Во время проведения ремонтных работ помните, что вода в системе горячая и находится под большим давлением. Если нет уверенности в собственных силах, вызывайте слесаря из обслуживающей организации.
Здравствуйте,у меня частный дом,отопление центральное,но в доме холодно, батареи нагреваются только до половины сверху,в чем причина?давление воды 4-5 температура 48-55градусов спасибо
Здравствуйте.
Начнём с того, что любая батарея в верхней зоне должна быть заметно теплее, это нормально. Но если нижняя часть радиаторов у вас совсем холодная, это указывает на неправильное функционирование системы отопления.
К сожалению, вы не сочли нужным указать в вопросе данные, необходимые для того, чтобы наши эксперты могли в полной мере оценить ситуацию. А именно:
- Какова схема подключения радиатора? Где расположены вход и выход теплоносителя, имеются ли байпасы?
- Установлены ли на входе и выходе в приборы отопления регулировочные устройства: термостаты, шаровые краны, вентили?
- Какая схема разводки применена в вашем доме: однотрубная, двухтрубная, комбинированная?
- Нижняя часть батарей была холодной всегда, став такой сразу после запуска системы отопления? Или проблема появилась в последнее время? Если да, то разница в нагреве верхней и нижней части батарей проявилась внезапно или это происходило постепенно?
- Каким образом выполнен вход тепловых магистралей в дом? Он прямой либо имеется теплообменник?
- Не вносили ли вы недавно какие-либо изменения в систему отопления? Если да, то какие?
Не зная ответов на эти вопросы, мы можем бесконечно гадать, почему не греют батареи, попадая пальцем в небо. Ведь причин неравномерного прогрева радиаторов может быть множество. Вот в общих чертах наиболее распространённые, возможно, что-то относится к вашей ситуации:
Система завоздушена. Три четверти жалоб на плохую работу отопления приходятся на эту причину.
Весьма желательно, чтобы развоздушивающие устройства были установлены не только в верхних точках системы отопления, но и на каждом радиаторе. Для чугунных батарей тоже существуют торцевые заглушки с резьбой под кран Маевского. Советуем почаще проверять наличие воздуха в системе и при необходимости его стравливать.
- Возможно, имеется перепад давления между подающей и обратной магистралью. Если на входе-выходе в дом установлены вентили, проверьте, не прикрыт ли обратный. Также он мог засориться. Перепад давления может создаваться и за пределами вашего дома.
- Неправильно подключены радиаторы. Если схема вертикальная или диагональная, подача должна быть расположена сверху.
Слева — оптимальная схема подключения радиатора. Теплоноситель, проходя по прибору отопления, неизбежно остывает, но отдаёт при этом максимум тепловой энергии. Справа — неправильное подключение, теплоноситель проходит по короткому пути и нагревается только верхняя часть батареи и одна боковая секция.
- Неправильно подобраны внутренние диаметры вентилей (если они есть) либо они прикрыты.
- Трубопроводы смонтированы с заужениями, засорились либо забились отложениями, накипью отдельные участки труб либо секции батарей.
Повторимся, причин может быть немало. Чтобы выявить реальную, нужно знать много больше того, что вы нам рассказали.
Неправильное подключение и другие причины
Мы рассмотрели две распространенные причины, почему половина батареи не греет. Однако вариантов, отчего радиатор не работает, множество. Каждая отопительная система и конструкция уникальны. Они могут устареть и выйти из строя. Кроме того, большое значение играет правильность установки, подключения и эксплуатации. Давайте рассмотрим, с какими проблемами вы можете столкнуться в этом случае.
Неправильное положение крана на байпасе. Байпас представляет отрезок трубы, который соединяет внутреннюю и обратную подачу теплоносителя перед входом в радиатор. Он перекрывает воду при подаче, чтобы легко снять, промыть или отремонтировать батарею, а затем поставить обратно
Важно, чтобы байпас не располагался далеко от устройства и при работе радиаторов был в закрытом положении
Неграмотный монтаж системы отопления приведет к множеству проблем. Так, верх будет теплый, а низ — холодный. Батарея может полностью выйти из строя и стать холодной. Кроме того, неправильная установка может привести к прорыву трубы и затоплению помещения кипятком! Поэтому доверяйте монтаж только профессионалам, даже если это простое одноконтурное отопление Ленинградка.
Регулярные сбои в работе радиаторов могут быть следствием неправильного подбора диаметра труб и параметров радиатора, несовместимости котла и батареи. Иногда устройства могут быть холодными в верхней или нижней части либо плохо греть из-за некачественного изготовления. Выбирайте надежные и зарекомендовавшие себя изделия.
Чтобы отопление работало и грело максимально эффективно, не закрывайте и не зашивайте ничем радиаторы. В крайнем случае можно поставить деревянную решетку-накладку
Если батареи все-таки зашиты, важно, чтобы к устройству не прикасались никакие детали, иначе тепло уйдет в конструктивный элемент
Важно знать
Новички часто ошибаются, полагая, что нижний патрубок ни в коем случае не должен быть холодным, они начинают бить тревогу.
(особенно полезен во время зимы): загоните автомобиль в гараж. Дайте двигателю поработать 10-20 минут, чтобы этот самый патрубок успел нагреться, а уже потом делайте свои выводы. Дело в том, что из-за недостатка тепла в системе охлаждения (холодное время года), термостат держит большой круг циркуляции закрытым. Если включена печка, то она не даст термостату открыться. Поэтому во время прогрева мотора ее надо отключить. Если и после этого нижний патрубок холодный – есть проблема.