Содержание
- Обработка краской или лаком
- Классификация вагонки по форме профиля
- Основные виды вагонки деревянной
- Сравнение стоимости
- Как проводить монтаж вагонки
- Применение
- Откуда появилось название
- Отличие евровагонки от вагонки
- Выбор материала
- Виды профилей и размеры
- Отличия евровагонки и штиля
- Сорта
- Какой сорт вагонки лучше выбрать
Обработка краской или лаком
Для того чтобы помещение приняло законченный вид, деревянную вагонку красят лаком или краской. Эти отличные друг от друга основы имеют различный состав и структуру вещества. Лаки бывают:
Акриловые
Акриловый лак достаточно быстро сохнет. Его легко наносить на поверхность. Защищает от влаги и пыли. Легко мыть.
Полиуретановые лаки
Полиуретановый лак – это наиболее выгодный вариант. В магазинах достаточно много вариантов выбора. Цветовая гамма разнится от светлых до темных тонов. При выборе данного продукта необходимо приобрести грунтовку соответствующего цвета.
Алкидные лаки
Данный лак долго высыхает и после себя оставляет резкий запах, который не сразу исчезнет. Для ускорения процесса сушки существует специально разработанное средство. Одним из достоинств этого лака является создание микропленки на поверхности дерева.
Акрилово-полиуретановые вещества
Производятся из переработанной смолы. В состав входит уретановый компонент, который быстро сохнет и защищает покрытие от агрессивной среды.
На водной основе
Данный лак – более экологически чистый продукт, по сравнению с другими. Быстро сохнет и хорошо моется. В состав входят водоотталкивающие компоненты. Цена на данный продукт намного выше, но безопасность применения делает его наиболее популярным в применении.
Классификация вагонки по форме профиля
Кроме того, что панели изготавливаются из двух разных материалов, существуют также разные формы профиля:
Классификация вагонки по форме профиля.
- Евровагонка. Применяется для наружной обшивки построек и дачных домов. На внутренней стороне есть специальные продольные выемки, которые обеспечивают вентиляцию. Благодаря такой конструкции, стены будут дышать и не задерживать влагу.
- Панель. Классическая вагонка, которая являет собой панель простой формы, напоминающей деревянный брус. В данной форме выпускают как пластиковую, так и деревянную вагонку. В большинстве случаев используется для обшивки стен и потолков внутри дома, но неплохо проявляет себя и в обшивке снаружи.
- Американка. Представляет собой деревянный профиль с выемками на внутренней стороне, что используется для наружной отделки.
- Блок-Хаус. Панель с плоской внутренней и выпуклой наружной стороной с пазами и шипами по бокам.
http://vsyavagonka.ru/youtu.be/hOQcbc_NFqs
В процессе установки панелей не должно возникать никаких проблем, так как она с легкостью поддается воздействию строительных инструментов (электролобзика, дрели, ножовки), главное — не переусердствовать. Фиксировать вагонку можно с помощью саморезов, гвоздей, металлических скоб и даже клея или жидких гвоздей, в зависимости от материала. Благодаря жесткости панелей, крепить вагонку можно непосредственно к металлическому профилю, не используя гипсокартонных листов.
Основные виды вагонки деревянной
По типу профиля материал делится на:
- Обычный. Представляет собой четверть доски со снятыми вдоль продольных сторон фасками. Производится обычная вагонка из доски естественной влажности (до 25%). Толщина материала может достигать 20 мм. Поверхность панелей может иметь шероховатости, «ворс».
- Евровагонку. Данный вариант характеризуется высоким качеством и предусматривает особую систему соединения. Кроме того с тыльной стороны панели имеют специальные вентиляционные отверстия, благодаря чему предупреждается образование конденсата, снимается напряжение. Материал можно использовать в отделке фасада дома.
Евровагонка
Евровагонка классифицируется на следующие виды:
- «стандарт»,
- «ланд хаус»,
- «блок хаус»,
- «американку»,
- «софт лайн».
Среди прочих наибольшей популярностью пользуется блокхаус. С лицевой стороны он напоминает оцилиндрованное бревно. Данный материал применяется для внутренней и внешней отделки помещения. Оцилиндрованная вагонка вызывает ассоциации с национальным русским бревенчатым домом. Толщина блок-хауса способна достигать 16 мм, ширина – 90мм. Чаще всего используется вертикальный монтаж вагонки.
Сравнение стоимости
Решая, какую вагонку выбрать, покупатель в основном ориентируется на соотношение цена-качество. При этом производители дают «вилку» стоимости по классу материала, длине панели, по объему закупок и по популярности профиля.
Следует также учитывать, что элитные пиломатериалы – например, панели из сибирского или канадского кедра – выпускаются только сортов «Экстра» и первого, более дешевые варианты на рынок не поставляются.
При назначении цены учитывается также объем материала и размеры используемых в производстве бревен. Как видно из таблицы выше, объемные панели (имитация бруса, блок-хаус) стоят дороже, чем аналогичные по площади плоские доски.
Выбирая, какой вагонкой лучше обшить помещение, необходимо ориентироваться на:
- планируемый тип использования комнаты (балкона, лоджии, коридора, фасада или свеса кровли, прочего);
- условия эксплуатации (влажность, воздействие ультрафиолетовых лучей, механические нагрузки);
- желаемый период использования;
- размеры и геометрия облицовываемых поверхностей;
- необходимый внешний вид помещения.
Если выбирается вагонка для внутренней отделки, цена считается менее значимой по сравнению с качеством обшивочного материала.
Как проводить монтаж вагонки
Осуществлять установку материала желательно по схеме крепления, это позволит сделать монтаж быстро и просто. Помимо, собственно, древесины, потребуется еще утеплитель, к примеру, минеральная вата, которую следует проводить под обрешеткой, сохраняя целостность листа.
- Сами бруски покрывают пергамином.
- Доски нужно крепить в пазах, особенно если вы проводит работу своими руками, не имея профессиональных навыков.
Располагать вагонку можно различными способами, в зависимости от пожеланий. Тем не менее, стоит учитывать, что, допустим, вертикальное расположение сможет удлинить высоту комнаты, в то время как горизонтальное сделает слишком большое помещение уютнее.
В то же время, выбрав слишком светлый тон дерева, вы сможете сделать из тесного помещения более просторное, независимо от расположения панелей.
Ниже приведения небольшая инструкция по монтажу, в которую включены все главные шаги:
- Начало работы осуществляется с обрешетки, которая в свою очередь основывается в углу. В гребне просверливается отверстие в 2 мм, выбрав предварительно места, где располагается обрешетка. На нее и будет крепиться каждый элемент.
- Укладывать деревянную панель необходимо к краю пазом.
- Саморез вставляется в отверстие в гребне, после чего он прикручивает панель к обрешетке.
- Вторая доска прикладывается к обрешетке и аккуратно вдвигается гребнем в паз с соседней, уже закрепленной.
- Чтобы получить плотное прилегание одного элемента вагонки к другому, следует немного подбить киянкой.
- Во второй доске следует просверлить отверстие для самореза, что позволит зафиксировать ее.
Применение
Используется для внутренней и внешней отделки строений. Для ускорения работ по монтажу применяются кляймеры. В зависимости от породы древесины вагонка применяется:
- Вагонка сосна, ель — отделка внутренних помещений, без существенных колебаний температуры от −5 °С до +30 °С и невысокой влажности; Вагонка из хвойных пород содержит фитонциды, которые оказывают дезинфицирующий и противомикробный эффект;
- Вагонка липа — отделка внутренних помещений сауны;
- Вагонка ольха — парная комната бани (хорошо переносит температуру до +120 °С и влажностью до 100 %); используется для обшивки неотапливаемых помещений (дачные постройки, мансардные помещения, террасы, балконы) так как не боится перепадов влажности и имеет повышенную стойкость к гниению.
Откуда появилось название
Появление в конце XVIII века первого паровоза и вагонов привело к тому, что железнодорожное движение начало обретать все большую популярность. Для отделки пассажирских вагонов использовали различные дорогие материалы, а вот для грузовых единственным способом отделки была обшивка небольшими досками. Их приходилось устанавливать с большим зазором, ведь впитывая влагу, дощечки разбухали и, если между ними не было зазора, выворачивали крепления. По мере развития тяжелой промышленности происходил прогресс и в станочной деревообработке, что привело к появлению фрезерных станков, на которых можно было нарезать замки типа «паз-гребень». Доски с таким замком можно было устанавливать без зазора, благодаря чему в вагоны уже не попадал дождь и не задувал ветер. Вскоре такую доску начали использовать и для обшивки дешевых пассажирских вагонов и вагонзаков (Столыпинских вагонов), на которых перевозили осужденных. Со временем за профилированной доской с замком «паз-гребень» закрепилось название вагонка.
Изначально доску использовали для обшивки вагонов
Отличие евровагонки от вагонки
- более жесткое соблюдение стандартов качества;
- низкий уровень влажности. Минимально допустимый уровень для евровагонки составляет 12%. Для вагонки – 15-28%;
- более гладкая лицевая поверхность;
- обязательная упаковка в полиэтиленовую пленку;
- больше вентиляционных канавок. Они позволяют отвести конденсат с панели и способствуют снятию внутреннего напряжения;
- размер шипа евровагонки 9 мм, стандартной – 5 мм;
- наличием паза при стыке двух ламелей (ширина паза до 15 мм);
- обязательной предпродажной подготовкой доски. Евровагонку можно устанавливать, не подвергая дополнительной обработке, чего не скажешь о классической вагонке.
Выбор материала
Основная задача у владельца жилья – это выбор оптимального материала для его отделки. Чаще всего для отделки балкона используется пластиковая или деревянная вагонка. Выбор материала будет влиять не только на конечную стоимость ремонта, но и на внешний вид, эксплуатационные характеристики и сложность отделки.
Деревянная вагонка
Производители предлагают широкий ассортимент вагонки на основе различных пород дерева. Чаще всего для обшивки балкона используется материал на основе ясеня, осины, лиственницы, липы и сосны. Наиболее дорогим, но при этом качественным и красивым вариантом является дубовые панели с эффектом старины. Наиболее популярным вариантом является сосна и липа. Кроме того, данные материал обладают доступной стоимостью и простотой обработки.
Деревянная вагонка
На стоимость материала в большей степени влияет его класс. Деревянная вагонка делится на такие классы:
- Премиум. Наиболее дорогой материал не имеет сучков и сердцевины, поэтому его цвет однородный.
- Класс А. Стоимость такого материала ниже. При этом он обладает однородным цветом и не имеет сердцевины. Однако такая вагонка может содержать один сучок или смоляной карман на 150 см материала. Оптимальный по стоимости и качеству материал.
- Класс В. Обработка такого материала хуже, а цвет является неоднородным. Кроме того, на 150 см материала может содержать до четырех смоляных карманов и сучков.
- Класс С. Наиболее дешевый материал, который отличается плохим качеством обработки, наличием трещин, неоднородностью цвета и наличием множества смоляных карманов и сучков.
Дополнительно деревянные панели разделяется по видам профиля, размерам, типам и глубине соединений.
Пластиковая вагонка
Использование пластиковой вагонки на балконе позволяет сделать качественную и долговечную отделку помещения по наиболее доступной стоимости. Кроме того, пластиковая вагонка обладает рядом преимуществ по сравнению с деревом. В первую очередь это устойчивость к негативному воздействию влаги, низкая стоимость, а также простота ухода и монтажа. Основным недостатком является искусственное происхождение материала.
Пластиковая вагонка
К преимуществам также следует отнести широкий выбор цветов и орнаментов, что позволяет оформить балкон в различных стилях. При покупке пластиковой вагонки следует учитывать внешний вид и цветовой оформление материала, а также толщину рабочей поверхности и количество ребер внутренней жесткости.
Отделка балкона пластиковой вагонкой
Вне зависимости от вида вагонки, к вопросу ее выбора следует подойти со всей ответственностью. Ведь именно от качества материала будет зависеть сложность процесса монтажа, срок службы, а также внешний вид балкона.
Виды профилей и размеры
За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.
Стандарт
Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.
Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.
В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.
Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.
Евровагонка
Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.
Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.
Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.
Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.
«Штиль»
Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.
Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.
«Софтлайн»
Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.
«Американка»
Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.
«Блок-хаус»
Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.
«Ландхаус»
Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.
Двусторонняя вагонка
При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.
Отличия евровагонки и штиля
Так что это такое вагонка штиль? Этот отделочный материал хорошо известен и под другими названиями: “Крестьянка”, “Колхозница” и даже русская вагонка. От европейского варианта она отличается сразу несколькими характеристиками.
Профиль. Переход от шипа к широкой поверхности у евровагонки обладает острыми углами. Штиль, напротив, снабжен плавными переходами и закруглениями. Сначала такое отличие кажется минимальным. Однако на практике имеет значение абсолютно все. Благодаря скругленным углам поверхность с такой отделкой кажется более “мягкой” и плавной. Кроме того, именно штиль может похвастаться более привлекательной ценой. Достигается это благодаря тому, что закругленную поверхность легче обрабатывать, а трещин и сколов почти не будет. Малый процент отходов в производстве позволяет значительно снизить стоимость готовой продукции.
Размеры шипов. Особенность вагонки “евро” состоит в том, что размер шипа значительно превышает размеры паза. Из-за этой особенности при сборке ламелей образуется перепад толщины декоративного покрытия, так называемая “полка”. Это делает уже отделанную поверхность похожей на забор, а не на гладкое основание.
В штиле размер паза и размер шипа выполняются одинаковыми. Это позволяет добиться ровного покрытия с одинаковой толщиной по всей площади отделки.
Сорта
Для производства древесных планок используют разные породы деревьев, сорта сырья, формы обработки поверхностей, что обуславливает существование разных сортов изделий. Выбирать продукцию гораздо легче, имея представление о специфических особенностях материала, его технических характеристиках, предполагаемых условиях эксплуатации.
При определении сортности продукции зарубежные производители опираются на европейские нормативы, отечественные – как на европейские, так и на собственные стандарты, разработанные с учетом требований ГОСТа.
Экстра
Лучшая продукция обозначается как экстра. Потребители старой закалки называют эту категорию высшим сортом. Вагонка максимально высокого сорта практически не имеет дефектов: червоточных или обзольных пятен, синевы, прорости, участков с гнилью. В большинстве случаев к этой категории относится срощенный материал, потому что в массиве цельного дерева, будь это липа, лиственница или другие хвойные породы, крайне сложно найти большое количество идеального сырья.
Ламели высшего сорта имеют абсолютно гладкую поверхность без сучков, пятен, сколов, трещин; ее упаковывают вакуумированием в пленке для исключений повреждений при транспортировке и хранении
Продукцию следует очень осторожно закреплять, используя специальные клеи. Грамотно смонтированная облицовка, покрытая хорошим лаком, имеет элитный вид, является достойным украшением дорогих интерьеров.
А (первый)
Согласно давно привычной классификации, следующую группу изделий можно назвать продукцией 1-го сорта. Сейчас ее принято обозначать буквой А. В минимальном количестве она может иметь микроскопические трещины, смоляные вкрапления, не имеющие сквозного характера.
Размеры сучков регламентируются, диаметр не может превышать 15 мм, при этом сучки не должны быть пророщенными. Максимально допустимые размеры сучков черного цвета составляют 7 мм. Продукция данного сорта чаще всего используется для облицовки жилых и административных помещений; формирование достойного внешнего вида качественной поверхности можно завершить обработкой воском, маслом или просто лаком.
В (второй)
Ламели сорта В по привычке называют вагонкой 2-го сорта, что заранее информирует покупателя о возможном наличии небольших дефектов. На каждом участке с длиной, достигающей 60 см, могут присутствовать небольшие изъяны: трещинки, вмятины, сколы, с суммарной площадью не более 3 см. Размеры сучков и синеватых пятен также лимитированы, не должны занимать более 10 % площади планки.
Важно знать, что все указанные дефекты в продукции 2-го сорта не могут иметь сквозную форму
На это следует обратить внимание при осмотре. Для монтажа такой вагонки нужен опыт, потому что на торцах могут содержаться небольшие участки с непростроганной древесиной. Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже
Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием
Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже. Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием.
С (третий)
Планки сорта С имеют самые лояльные требования к качеству и низкие цены, применяются в основном для отделки технических помещений. Для монтажа такой продукции нужен опыт, большие усилия; в некоторой мере улучшить поверхность позволяет дополнительная работа по отделке, покраска.
На облицовке обычно имеются сучки, трещины, сколы, шероховатости в количестве, заметном невооруженным глазом даже при беглом осмотре. К сожалению, некоторые производственные предприятия в категорию С вводят полностью бракованный материал с неограниченным количеством серьезных дефектов, хотя по стандартам суммарная площадь пятен не должна превышать 20 %. Ограничений по количеству и форме сучков в таком виде продукции нормативные документы не содержат.
При выборе вагонки покупатель должен изучить не только сопроводительные сертификаты, но и самостоятельно хорошо осмотреть материал. К сожалению, у недобросовестных производителей и представителей торговли имеет место тенденция продать продукцию не самого лучшего качества по завышенным ценам. Для совершения покупки целесообразно обращаться к авторитетным поставщикам с положительной репутацией. Вагонка хорошего качества сделает поверхности привлекательными на долгие годы.
Какой сорт вагонки лучше выбрать
В настоящее время производство российской вагонки регулируется ГОСТ 8242-88 («Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства»), а в Европе действует немецкий стандарт DIN 68126/86.
Вся произведенная продукция разделяется на четыре сорта:
- Премум (или экстра). Сучки и трещины отсутствуют, дефекты могут присутствовать только на обратной стороне.
- Класс А. Отличается от премиума доспустимостью одного сучка диаметром не более 10 мм на один погонный метр вагонки, а также небольших несквозных трещин.
- Класс В. Количество сучков не ограничено, а их размер может достигать трети ширины доски. Также могут присутствовать карманы и сквозные трещины.
- Класс С. Вся остальная вагонка с дефектами как на лицевой, так и на тыльной стороне.
При покупке не сильно обращайте внимание на маркировку, потому что производители любят пользоваться собственными техническими условиями, которые могут обеспечивать неудовлетворительное качество. Поэтому обязательно сами оцените качество древесины
Что же касается выбора сорта, то вагонку класса С обычно используют в подсобных помещениях (сарай, гараж и так далее). Для внутренней отделки жилых помещений или бань и саун она обычно не применяется.
Более подробная информация по дефектам приведена в таблице ниже.
Дефекты | Сорт А | Сорт В | Сорт С |
Сучки | Недопустимо – вывалившиеся сухие сучки.
Допустимо – живые, срастившиеся сучки без лимитации, повреждения на сучках на торце, незаметные на обратной стороне, сколы на сучках на пазе на нижней кромке. |
Допустимо – отсутствующие сучки до 20 мм диаметром числом две штуки на всю поверхность доски. | Допустимо – дырки диаметром более 20 мм. |
Трещины | Допустимо – на срезе размером с ширину ламели и микротрещины. | Допустимо – на срезе размером до 300 мм вдоль волокон | Допустимо – в том числе сквозные |
Сердцевина | Допустимо – объемом не более половины длины ламели из расчета не более чем 20 % ламелей в упаковке. | Допустимо | Допустимо |
Креневая древесина (древесина под корой) | Допустимо в небольшом объеме. | Допустимо, если не влияет на качество монтажа | Допустимо |
Смоляные кармашки | Допустимо – размер до 6 мм в диаметре и в количестве не боле двух штук на всю длину доски. | Допустимо | Допустимо |
Засмоленные участки у сосны | Допустимо – немного засмоленные участки не более чем у 10 % досок в упаковке. | Допустимо | Допустимо |
Прорость (заросшая рана с щелевидной полостью) | Допустимо, если не превышает половину ширины ламели. | Допустимо | Допустимо |
Поражение насекомыми | Не допустимо. | Допустимо три очага на одну ламель из расчета не более 5 % пораженных ламелей в упаковке. | Допустимо |
Гниль | Не допустимо. | Не допустимо. | Не допустимо. |
Посторонние оттенки | Допустимо – до 10 % площади лицевой стороны у 10 % ламелей в упаковке, без синевы. | Допустимо – розовые и блекло-синие полосы, без синевы. | Допустимо |
Обработка | Допустимо – незначительные дефекты строгания, в том числе шероховатость и мелкие вырывы в кромке в зоне сучков. | Допустимо – дефекты строгания, не влияющие на процесс монтажа. | Допустимо – дефекты строгания, не ухудшающие прочностные характеристики и внешний вид. |