Таблица плотности, теплопроводности и паропроницаемости различных строительных материалов

Распространенные стройматериалы на основе битума

Производители сегодня могут предложить огромное разнообразие строительных материалов, изготовленных на основе битума:

  • герметики. Составы на основе битума широко используют для гидроизоляции. Они являются надежной защитой от всякого рода протечек. Хорошо зарекомендовали они себя при монтаже мансардных окон, при заделке трещин на бетонных поверхностях и пр.;
  • краски, которые обычно имеют темный цвет, что ограничивает их область применения. В то же время они отлично защищают поверхность, контактирующую с водой;
  • мастики. Большой популярностью они пользуются при проведении работ по гидроизоляции;
  • кровельные материалы. Они обеспечивают высокую устойчивость к повреждениям механического характера за счет верхнего слоя из каменной крошки, и отличную гидроизоляцию благодаря возможности сформировать монолитную водонепроницаемую мембрану при нагревании битумной основы.

Компонентный состав

Нефтяные битумы являются дисперсной системой, т.е. образованы из нескольких фаз, которые не взаимодействуют между собой химически и практически не смешиваются. Дисперсионной средой выступают масла и смолы, а дисперсной фазой — асфальтены.

Что касается компонентов битума, то основная масса вещества гибридная и поэтому можно выделить только группы с приблизительным однообразием состава. Единственными соединениями, которые можно выделить в почти чистом виде, являются парафины.

Итак, компонентный состав нефтяного битума включает в себя:

  • асфальтены
  • карбены
  • карбоиды
  • нефтяные масла
  • асфальтогеновые кислоты
  • смолы

Асфальтены

Асфальтены — это высокомолекулярные соединения нефти, представляющие собой продукт полимеризации, конденсации и дегидрогенизации смол.

Вещество легко растворяется в сероуглероде и хлороформе, но не растворяется в ацетоне и спирте. Под воздействием солнечного света нагревается, но не растворяется.

Присутствие асфальтенов в битуме влияет на его температуру размягчения и твердость.

Возможен частичный переход в карбены и карбоиды при воздействии концентрированной серной кислоты на асфальтены в растворе хлороформа.

Карбены

Карбены схожи с асфальтенами как по составу, так и по свойствам. Отличие карбенов — это повышенное содержание углерода в составе и большая плотность.

Вещество не растворяется в тетрахлорметане, при этом растворяется в пиридине и сероуглероде.

Содержание карбенов в битуме крайне мало, но имеет негативное влияние на его некоторые характеристики, что приводит к повышению вязкости и хрупкости. Также их повышенное содержание приводит к снижению растяжимости.

Карбоиды

Карбоиды представляют собой специфическую группу в виде твердого вещества, похожего на сажу.

С точки зрения структуры вещество является сшитым трехмерным полимером, в следствие чего оно не растворяется ни в одном из существующих органических растворителей. Карбоиды — частицы необратимые с прочными фазовыми контактами, поэтому не способны к разрушению до молекулярного состояния под действием внешних факторов за исключением жестких приемов воздействия на нефтяные дисперсные системы.

Карбоиды практически отсутствуют в природных нефтях и асфальтах, а в заводских асфальтах могут наблюдаться в виде следов. При этом наличие карбоидов в битуме сказывается отрицательно на эксплуатационных качествах, в том числе понижается эластичность и повышается хрупкость.

Нефтяные масла

Нефтяные масла — это продукт переработки высококипящих нефтяных фракций, который состоит из смеси углеводородов: парафиновых, нафтеновых и др. Наличие нескольких групп углеводородов с разнородным составом приводит к тому, что влияние на свойства битума может отличаться.

В общих чертах при повышенном содержании масел битум становится более текучим и подвижным. Если рассматривать более детально, то существенную роль на температуру размягчения и температуру хрупкости оказывает соотношение масел к асфальтенам. Максимальная дуктильность достигается при соотношении 2:5.

Асфальтогеновые кислоты

Группа полинафтеновых кислот с твердой или высоковязкой консистенцией. По внешнему виду похожи на нейтральные смолы.

Асфальтогеновые кислоты легко растворимы в хлороформе и спирте, трудно растворимы в бензине.

Наличие асфальтогеновых кислот обеспечивает защиту коллоидной структуры битума. Так как кислоты являются поверхностно-активной частью, то они также оказывают влияние на повышение прочности и усиливают сцепление битума с материалами, например, с поверхностями из камня.

Марки битума

В зависимости от качественных характеристик битумам присваиваются марки.
Дорожные битумы делятся на марки.

БНД (битум нефтяной дорожный) производится пяти марок: БНД 40/60; 60/90; 90/130; 130/200; 200/300.

БН (битум нефтяной) производится четырех марок: БН 60/90; 90/130; 130/200; 200/300.
Марки строительных битумов: БН 50/50; 70/30; 90/10.

Битумы нефтяные кровельные выпускаются трех марок: БНК 40/80; 45/90; 90/30.

Битумы нефтяные изоляционные имеют марки: БНИ-IV; БНИ-V; БНИ-IV-З.

Цифры после аббревиатуры отображают степень вязкости и иные показатели, как растяжимость и температура размягчения, согласно ГОСТ.

Физические свойства битума:

Наименование параметра: Значение:
Плотность, г/см3

(зависит от температуры, давления и химического состава)

от 0,965 до 1,5
Плотность, кг/м3

(зависит от температуры, давления и химического состава)

от 965 до 1500
Агрегатное состояние твердое или смолоподобное вещество
Цвет черный
Теплопроводность, Вт/(м∙°С) 0,17-0,27
Температура размягчения*, оС* от 35 (мальты) до неплавких (кериты, антраксолиты, гуминокериты)
Удельная теплоёмкость, кДж/(кг∙К) 1,591-1,968
Диэлектрическая проницаемость 2,5-3,3
Удельная электрическая проводимость, Ом-1∙см-1 1∙10-14

Примечание:

* Битум является аморфным веществом, не имеющим температуры плавления. Его переход из твердого состояния в жидкое характеризуют температурой размягчения. Температуру размягчения обычно определяют прибором «кольцо и шар», который помещают в сосуд с водой. Температура размягчения определяется температурой нагреваемой воды, при которой металлический шарик, под действием собственной массы проходит через кольцо, заполненное исследуемым битумом.

Насыпная плотность (объемный насыпной вес) некоторых сыпучих материалов

Материал или продукт Насыпная плотность, т/куб. м
Агломерат полиэтиленовый 0,35-0,40
Антрацит 0,90-1,10
Алебастр 0,70-0.90
Апатитовый концентрат 1,70
Асбест пылевидный 0,50-0,60
Бентонит 0,50-1,30
Бикарбонат натрия 0,60-0,70
Вата 0,08
Вермикулит вспученный 0,06-0,25
Виноградные выжимки, в целом 0,35-0,47
в том числе:  
кожица 0,30-0,45
семена 0,50-0,67
остатки гребней 0,15-0,25
пульпа 0,25-0,45
Гипс (порошкообразный) 0,80-1,10
Глина:  
сухая 1,20-1,40
сырая 1,50-1,60
Глинозем 1,00-1,10
Графит пылевидный 0,80-0,83
Гравий 1,50-1,80
Гранулят полиэтиленовый 0,45-0,50
Доломитовая мука 0,75-0,80
Доменный присад 0,30-0,70
Древесные отходы:  
опилки крупные сухие (W=8-15%) 0,10-0,15
опилки крупные сырые (W=50-70%) 0,15-0,25
опилки мелкие сухие (W=8-15%) 0,11-0,17
опилки мелкие сырые (W=50-70%) 0,19-0,27
отходы окорки хвойных пород сухие (W=20-30%) 0,18-0,23
отходы окорки хвойных пород сырые (W=120-250%) 1,20-2,00
пыль древесная хвойных пород 0,15-0,20
пыль древесная твердых лиственных пород 0,40-0,50
стружка мелкая сухая 0,07-0,10
стружка мелкая сырая 0,10-0,20
щепа технологическая хвойных пород полусухая (W=30-40%) 0,60-0,70
щепа технологическая лиственных пород полусухая 0,70-0,90
щепа технологическая хвойных пород сырая (W=50-60%) 0,75-1,00
щепа технологическая лиственных пород сырая 0,85-1,30
Железорудный концентрат 2,80-3,40
Земля:  
сухая 1,40-1,60
влажная 1,90-2,00
Зола угольная сухая 0,55-1,25
Зола сланцевая сухая 0,60-1,45
Известь гашеная (порошкообразная) 0,40-0,60
Известь негашеная (порошкообразная) 0,80-1,20
Керамзит 0,40-0,60
Колчедан флотационный(порошкообразный) 1,65-1,75
Кремний (порошкообразный) 1,10-1,20
Кости животных 0,36-0,52
Листья деревьев:  
свежие (W=160-190%) 0,13-0,19
сухие (W=9-11%) 0,03-0,05
Макулатура (неупрессованная)  
бумажная условно-чистая 0,02-0,03
сухая
картонная условно-чистая
0,05-0,08
сухая
смешанная условно-чистая
0.04-0,06
сухая
загрязненная
0,07-0,09
Мел (порошкообразный) 1,12-1,20
Мох 0,13
Нефелиновый концентрат 0,50
Осадок очистных сооружений обезвоженный 1,30-1,50
Окалина, сварочный шлак 0,70-1,50
Отходы стеклопластика (измельченные) 0,80-0,90
Отходы текстильные условно-чистые 0,12-0,18
Песок аглопоритовый от обогащения угля 0,80-1,00
Песок строительный:  
сухой мелкий 1,25-1,65
сухой крупный 1,40-1,90
влажный 2,00-2,30
Песок формовочный 1,10-1,20
Песок шлаковый 0,60-1,30
Сахарный песок сухой 1,60
Сельскохозяйственные продукты:  
Горох 0,70
Картофель 0,67
Зерно кукурузное 0,70
Мука 0,40-0,50
Зерно пшеничное 0,76
Зерно ржаное 0,72
Свекла, морковь, брюква 0,65
Сено:  
свежескошенное 0,05
слежавшееся 0,10-0,12
Смет уличный 0,80-1,50
Снег:  
свежевыпавший сухой 0,09-0,19
сырой 0,20-0,80
Сода кальцинированная 0,50-1,20
Сода кристаллическая 0,80-1,50
Солома 0,04-0,10
Соль поваренная 1,10-1,35
Стеклобой 0,34-0,48
Стружка стальная мелкая 0,80-1,30
Стружка чугунная 1,40-2,00
Стружка цветных металлов 0,70-1,90
Сульфоуголь:  
воздушно-сухой 0,50-0,75
влажный 0,20-0,55
Торф пылевидный 0,30-0,40
Уголь активированный 0,20-0,30
Уголь древесный сухой:  
березовый 0,15-0,18
еловый 0,10-0,12
сосновый 0,13-0,15
Уголь каменный пылевидный 0,80-0,85
Цемент (порошкообразный):  
портландцемент 1,20-1,40
пуццолановый 0,80-1,20
глиноземный 1,00-1,60
Фосфат порошкообразный 0,80-1,00
Фосфоритовая мука 1,00-1,50
Шлакопортланд 0,90-1,20
Шлаки вулканические 0,45-0,85
Шлаки доменные 0,80-1,30
Шлаковая пемза 0,67-1,00
Шлаки ТЭС и котельных:  
от сжигания угля 0,80-1,60
от сжигания сланцев 1,07-1,39
Шлак от сжигания ТБО 1,50-2,50
Щебень шлаковый 1,00-1,70
Щебень гипсовый 1,30-1,60
Щебень строительный (из горных пород) 1,20-2,00
Щебень аглопоритовый 0,40-0,70
Эстрихгипс (порошкообразный) 0,90-1,20

Таблица удельной теплоемкости жидкостей

В таблице представлены значения удельной теплоемкости Cp распространенных жидкостей при температуре 10…25°С и нормальном атмосферном давлении. Таблица удельной теплоемкости жидкостей

Жидкости Cp, Дж/(кг·К)
Азотная кислота (100%-ная) NH3 1720
Анилин C6H5NH2 2641
Антифриз (тосол) 2990
Ацетон C3H6O 2160
Бензин 2090
Бензин авиационный Б-70 2050
Бензол C6H6 1050
Вода H2O 4182
Вода морская 3936
Вода тяжелая D2O 4208
Водка (40% об.) 3965
Водный раствор хлорида натрия (25%-ный) 3300
Газойль 1900
Гидроксид аммония 4610
Глицерин C3H5(OH)3 2430
Даутерм 1590
Карборан C2H12B10 1720
Керосин 2085…2220
Кефир 3770
Мазут 2180
Масло АМГ-10 1840
Масло ВМ-4 1480
Масло касторовое 2219
Масло кукурузное 1733
Масло МС-20 2030
Масло подсолнечное рафинированное 1775
Масло ТМ-1 1640
Масло трансформаторное 1680
Масло хлопковое рафинированное 1737
Масло ХФ-22 1640
Молоко сгущенное с сахаром 3936
Молоко цельное 3906
Нефть 2100
Парафин жидкий (при 50С) 3000
Пиво 3940
Серная кислота (100%-ная) H2SO4 1380
Сероуглерод CS2 1000
Силикон 2060
Скипидар 1800
Сливки (35% жирности) 3517
Сок виноградный 2800…3690
Спирт метиловый (метанол) CH3OH 2470
Спирт этиловый (этанол) C2H5OH 2470
Сыворотка молочная 4082
Толуол C7H8 1130
Топливо дизельное (солярка) 2010
Топливо реактивное 2005
Уротропин C6H12N4 1470
Фреон-12 CCl2F2 840
Эфир этиловый C4H10O 2340

Виды битума

В зависимости от назначения, технических и потребительских свойств предусматривается классификация битума.

Битум дорожный

В зависимости от времени года в дорожном строительстве применяют вязкий битум, в летний период, и жидкий, в зимний.

Вязкие дорожные битумы имеют температуру вспышки от 65 до 120 °С при температуре вспышки 368 °С. Используются для прокладки и ремонта дорожных покрытий.

Жидкие дорожные битумы изготавливают путем добавки в вязкие, специальных растворителей. Используются, преимущественно, при укладке и ремонте дорожного покрытия в условиях отрицательных температур, а при положительных для оснований асфальтового покрытия и в строительных работах.

Для жидких битумов существует градация на класс битума, в зависимости от скорости формирования структуры. Их три: быстрогустеющие (БГ), среднегустеющие (СГ) и медленногустеющие (МГ).

Кровельный битум

В соответствии с названием, используются для пропитки кровель, заливки швов и стыков, а также в изготовлении кровельных материалов. Отличается повышенной степенью прилипания к металлу и камню. Температура вспышки — 240 °С, самовоспламенения — 300 °С.

Строительный битум

Применение битума в строительстве чрезвычайно востребовано. Такой материал имеет разновидности, обладает широким диапазоном свойств: водогазонепроницаем, пластичен, устойчив к высоким температурам, радиации и воздействию химических соединений.
Температура вспышки 220–240 °С, воспламенения 368 °С.

Модифицированные битумы

Для изготовления полимерно-битумных материалов используют категории битумов со специальными качествами. Они (качества) достигаются применением модифицирующих добавок, таких как резина, полипропилен, другие, в зависимости от цели. Например, для придания материалам повышенной стойкости к температурам, плотности, вязкости, эластичности.

Минеральный битум (или битумно-минеральная масса)

Для придания специальных качеств, таких как повышенная прочность к напряжению сдвига, или устойчивость к солнечному свету, или повышенная упругость, или долговечность, в битум могут добавляться различные минеральные порошки.

Применение битума

Разновидность битума определяет сферу его применения в строительстве.

Природный битум

Сегодня строительный или дорожный битум пользуется большой популярностью. Но не смотря на очевидное превосходство искусственного битума в массовом строительстве, натуральный или природный битум активно применяется в других промышленных отраслях.

Натуральный битум с особыми характеристиками (неокисленный состав) очень популярен для строительства дорог в западных странах. Неокисленный качественный битум можно производить только на оборудовании нового поколения. На Западе имеется масса подобных производств, чем и объясняется разница в востребованности природного битума на территории постсоветского пространства и в западных странах. Прочувствовать эту разницу может каждый автомобилист, сравнив качество дорожного полотна.

Дорожный битум

Дорожный битум прекрасно зарекомендовал себя при работе в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Он отлично выдерживает большие нагрузки, что и делает его идеальным материалом для строительства дорожного покрытия. Он широко применяется в изготовлении асфальтобетона и асфальта.

В качестве составляющего асфальтных покрытий, дорожный битум выполняет функцию связующего компонента, удерживая все ингредиенты вместе. Благодаря его отличительным характеристикам щебень, речной песок и остальные ингредиенты асфальтовой смеси образуют прочную однородную массу.

Плотность битума разделяет его на два вида:

  • вязкий,
  • жидкий.

Вязкий битум актуален в роли вяжущего средства для строительства или ремонта дорог. Жидкий битум используется для увеличения сезона постройки дорожного покрытия.

Качество и долговечность дорожного покрытия во многом зависит от характеристик дорожного битума и степени его соответствия нормам ГОСТа. Использование высококачественных материалов значительно повышает сроки эксплуатации дорог, позволяет избежать появления трещин, выбоин и подобных дефектов. Купить битум высокого качества можно у завода-производителя или у прямых поставщиков.

Строительный битум

Без строительного битума не возможна ни одна работа по заливке фундамента, кровельные или ремонтные манипуляции. Строительный битум получается в процессе переработки нефти и бывает двух видов: твердый и жидкий.

Твердую разновидность битума удобно транспортировать, но она требует разогрева на месте проведения строительных работ. Размягчение твердых слитков осуществляется при помощи специального оборудования – битумоварок. Температура битума должна быть довольно высокой, чтобы успешно применять его для строительства кровли или гидроизоляции.

Жидкий битум требует специальных условий транспортировки – он доставляется на место проведения строительных работ в специальной машине-битумовозе, приспособленной для транспортировки темных нефтяных продуктов. Особенность жидкой разновидности битума в том, что ее необходимо использовать в максимально сжатые сроки. Он применяется для заделки швов на зданиях, изготовления битумных мастик и кровельных работах.

Все виды битумов подходят для качественной гидроизоляции зданий, труб или фундаментов. Это самый дешевый, быстрый и удобный способ обеспечить сооружению долгий срок эксплуатации. Расход битума напрямую зависит от характера работ и характеристик материала. Прежде чем приобрести битум, внимательно ознакомьтесь с его маркировкой.

Маркировка

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК – битум нефтяной кровельный;
  • 90 – оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 – величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Битум нефтяной общего назначения

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом – БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума – изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума – 0,95…1,50 г/см3.

Битум кровельный

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

Дорожный битум

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие – климатическая зона, ведь дороги – это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

Коэффициент теплопроводности материалов.

Ниже в таблице приведены значения коэффициента теплопроводности для некоторых материалов применяемых в строительстве.

Материал Коэфф. тепл. Вт/(м2*К)
Алебастровые плиты 0,470
Алюминий 230,0
Асбест (шифер) 0,350
Асбест волокнистый 0,150
Асбестоцемент 1,760
Асбоцементные плиты 0,350
Асфальт 0,720
Асфальт в полах 0,800
Бакелит 0,230
Бетон на каменном щебне 1,300
Бетон на песке 0,700
Бетон пористый 1,400
Бетон сплошной 1,750
Бетон термоизоляционный 0,180
Битум 0,470
Бумага 0,140
Вата минеральная легкая 0,045
Вата минеральная тяжелая 0,055
Вата хлопковая 0,055
Вермикулитовые листы 0,100
Войлок шерстяной 0,045
Гипс строительный 0,350
Глинозем 2,330
Гравий (наполнитель) 0,930
Гранит, базальт 3,500
Грунт 10% воды 1,750
Грунт 20% воды 2,100
Грунт песчаный 1,160
Грунт сухой 0,400
Грунт утрамбованный 1,050
Гудрон 0,300
Древесина — доски 0,150
Древесина — фанера 0,150
Древесина твердых пород 0,200
Древесно-стружечная плита ДСП 0,200
Дюралюминий 160,0
Железобетон 1,700
Зола древесная 0,150
Известняк 1,700
Известь-песок раствор 0,870
Ипорка (вспененная смола) 0,038
Камень 1,400
Картон строительный многослойный 0,130
Каучук вспененный 0,030
Каучук натуральный 0,042
Каучук фторированный 0,055
Керамзитобетон 0,200
Кирпич кремнеземный 0,150
Кирпич пустотелый 0,440
Кирпич силикатный 0,810
Кирпич сплошной 0,670
Кирпич шлаковый 0,580
Кремнезистые плиты 0,070
Латунь 110,0
Лед 0°С 2,210
Лед -20°С 2,440
Липа, береза, клен, дуб (15% влажности) 0,150
Медь 380,0
Мипора 0,085
Опилки — засыпка 0,095
Опилки древесные сухие 0,065
ПВХ 0,190
Пенобетон 0,300
Пенопласт ПС-1 0,037
Пенопласт ПС-4 0,040
Пенопласт ПХВ-1 0,050
Пенопласт резопен ФРП 0,045
Пенополистирол ПС-Б 0,040
Пенополистирол ПС-БС 0,040
Пенополиуретановые листы 0,035
Пенополиуретановые панели 0,025
Пеностекло легкое 0,060
Пеностекло тяжелое 0,080
Пергамин 0,170
Перлит 0,050
Перлито-цементные плиты 0,080
Песок 0% влажности 0,330
Песок 10% влажности 0,970
Песок 20% влажности 1,330
Песчаник обожженный 1,500
Плитка облицовочная 1,050
Плитка термоизоляционная ПМТБ-2 0,036
Полистирол 0,082
Поролон 0,040
Портландцемент раствор 0,470
Пробковая плита 0,043
Пробковые листы легкие 0,035
Пробковые листы тяжелые 0,050
Резина 0,150
Рубероид 0,170
Сланец 2,100
Снег 1,500
Сосна обыкновенная, ель, пихта (450…550 кг/куб.м, 15% влажности) 0,150
Сосна смолистая (600…750 кг/куб.м, 15% влажности) 0,230
Сталь 52,0
Стекло 1,150
Стекловата 0,050
Стекловолокно 0,036
Стеклотекстолит 0,300
Стружки — набивка 0,120
Тефлон 0,250
Толь бумажный 0,230
Цементные плиты 1,920
Цемент-песок раствор 1,200
Чугун 56,0
Шлак гранулированный 0,150
Шлак котельный 0,290
Шлакобетон 0,600
Штукатурка сухая 0,210
Штукатурка цементная 0,900
Эбонит 0,160

Состав дорожного битума

В предыдущей заметке мы уже рассматривали вопрос о том, что такое битум и какие его разновидности существуют в природе, или созданы в процессе производства и переработки нефти руками человека.

Битум, в основе своей, представляет смесь высокомолекулярных углеводородов, серы, кислорода, азота. Основу битума образуют различные сочетания химических соединений, состоящие из 3 частей:

– масла – жидкие углеводороды светло-желтого цвета плотностью менее единицы, отвечающие за морозостойкость вяжущего.

Увеличение содержания жидких углеводородов в битуме повышает его пенетрацию, уменьшает вязкость.

– смолы – вязкопластичные соединения темно-коричневого цвета плотностью около единицы. Придают битумам тягучесть и эластичность.

– твердая часть состоит из твердых неплавких соединений черного цвета плотностью немногим более единицы, называемых асфальтенами. Их повышенное содержание в битуме обуславливает высокую вязкость и температурную устойчивость.

Помимо асфальтенов в состав битумов могут входить парафины, уменьшающие температуру хрупкости. В процессе производства битумного вяжущего содержание парафина не должно превышать 6%.

При высокой термической обработке, а также при окислении битума происходит увеличение высокомолекулярных связей, то есть масла переходят в смолы, смолы в асфальтены, а последние переходят в вещества, называемые карбоидами (не растворяются в органических растворителях) и карбенами(образуются вследствие уплотнения асфальтенов в присутствии серы), которые способствуют повышению хрупкости битума, уменьшению его эластичности и, как следствие, потере прочностных характеристик.

Свойства битума, как дисперсной системы (масла и смолы – дисперсионная среда, асфальтены – диспергированные частицы), определяется соотношением всех входящих в его состав компонентов. Повышение содержания асфальтенов и смол увеличивает твердость, температуру размягчения и хрупкость битума, тогда как масла, растворяющие смолы, напротив, делают его мягким и легкоплавким.

В силу того, что качество отечественных битумов оставляет желать лучшего (нефтяники рассматривают битум, как побочный продукт производства – отходы, не уделяя его качеству особого внимания, по принципу: «все равно купят»), в Российской Федерации с целью улучшения качества асфальтобетонного покрытия уже более десяти лет при строительстве и ремонте федеральных автодорог широко применяется полимерно-битумное вяжущее, которое представляет собой не что иное, как дорожный битум с полимером типа «стирол-бутадиен-стирол». Данный вид термоэластопластов значительно увеличивает температуру размягчения (уменьшение процесса колееобразования) полимерного вяжущего летом и температуру хрупкости зимой (уменьшение трещинообразования).

битум, свойства битума, свойства дорожного битума, состав битума, состав дорожного битума

  1. Главная
  2. Блог
  3. Заметки
  4. Состав дорожного битума

Природный битум

Природный материал входит в состав горючих ископаемых. Чаще всего его приходится очищать и перерабатывать. По сравнению с искусственными он не обладает какими-либо более ценными качествами. Однако модифицировать природный материал путем добавления некоторых веществ сложнее.

Состав

Состав битума в долях элементов выглядит так: 70–87% углерода, 8–12% водорода, 0,5–7% серы. Однако это мало что говорит потребителю. Более информативный характер носит перечисление составляющих смеси:

  • нефтяные масла – от 30 до 60%, они придают составу вязкость и пластичность под действием температуры;
  • смолы – от 20 до 40%, обуславливают адгезионные свойства;
  • карбиды, карбены, асфальт-тены – содержание их доходит до 40%, обеспечивают твердость и тугоплавкость;
  • асфальтеновые кислоты – 3%, выполняют роль ПАВ.

Смеси могут включать другие вещества, чаше всего минеральные добавки.

Как добывают

Общая схема добычи и переработки битумных пород выглядит так:

  • извлечение породы;
  • разделение сырья на органическую и минеральную части;
  • транспортировка продукта;
  • переработка битума.

Последние 3 этапа практически одинаковы. Добыча отличается при разных условияя залегания породы. Различают 3 метода.

  • Карьерный или шахтный очистной – породу извлекают наверх, экстрагируют битумную смесь растворителем или путем выварки с получением эмульсии. Рудничным методом добывают породу, содержащую не менее 10% материала и залегающую не глубже 90 м.
  • Шахтный дренажный – битум самотеком через систему восходящих дренажных каналов выходит наверх. Такой вариант используется при добыче жидких смесей с глубиной залегания более 100 м.
  • Скважинный внутрипластовой – на породы воздействует термически или иным способом через пробуренные сверху скважины. Коэффициент извлечения при этом составляет не более 30%, так что к такому методу прибегают редко.

Где применяют

Сферы использования природного битума обусловлены его свойствами. Его применяют:

  • для изоляции при строительстве зданий, дорог, других сооружений, а также прокладке трубопроводов разного типа;
  • в производстве асфальтобетонов;
  • при изготовлении аккумуляторных мастик;
  • в кабельной и лакокрасочной промышленности;
  • при получении кровельных материалов.

Битум используется в других областях, например, в садоводстве.

Технический (искусственный) битум

Речь идет о вторичном продукте, который получают в процессе нефтепереработки. В ходе отбора смазки и топлива из исходного сырья образуется гудрон. Его нагревают либо продувают воздухом, в результате чего получается нефтяной битум. Такой материал называют окисленным, он очень эластичен и обладает высокой тепловой устойчивостью.

Если применяется вакуумная технология перегонки нефти для получения топлива, в конечном итоге формируется осадок, представляющий собой остаточный битум. Характерными особенностями материала являются повышенная твердость и низкие показатели вязкости.

Если используется методика разложения нефти для получения бензина при высоких температурах, формируется достаточно хрупкий осадок, именуемый крекинговым битумом.

Технология нанесения


Жидкий битум часто выступает обмазочной гидроизоляцией. Технология включает некоторые особенности.

Бетонную поверхность перед обмазкой нужно очистить, освободить от раковин с пузырьками, удалить острые выступы и вмятины в местах стыков опалубки. Используют для этого мелкозернистые цементные составы или сухие строительные смеси.

Высушивают поверхность. Допускается влажность не более 4%.
Рекомендуется обработать поверхность битумным праймером (марки БН70/30, БН 90/10). Наносят грунтовку в 1 слой. На участках, где примыкает цементно-песчаный раствор, в 2 слоя.
Битумную мастику укладывают с увлажняющей стороны. Наносят ее полосами – шпателем, валиком, наливом. Слой должен быть одинаковым по толщине и сплошным.
Накладывают мастику снизу вверх

Это важно.

Следующий слой битума наносят после полного отвердения и высыхания предыдущего.

Способы (область) применения

Битум – древнейший строительный материал, который был известен человеку еще в эпоху неолита. Тогда его использовали для изготовления посуды, изоляции редких видов дерева в строительстве, в качестве связующего в мозаиках из полудрагоценных камней и раковин.

Природный битум – не товарный продукт. Чтобы сделать его таким, необходимы дополнительные технологические процессы. После этого материал становится подходящим для использования в разных сферах:

  • В строительстве. Ввиду нерастворимости в воде материал используется в гидроизоляционных работах. В отношении зданий и сооружений, трубопроводов, фундаментов.
  • В дорожных работах. Битум активно используется при изготовлении асфальтобетона.
  • В кровельных работах. Из битума производят мягкие кровельные материалы: рулонные и в виде черепицы. Примеры: рубемаст, гидростеклоизол, рубероид, мастика, пергамин, битумная бумага, стеклоэласт.

При использовании в строительстве битум проявляет несколько недостатков: низкую упругость, склонность к высыханию и высокую термочувствительность, которая проявляется в виде хрупкости при низкой и размягчении при высокой температуре. Чтобы устранить эти минусы, используют модифицированный битум, в который добавляют модификаторы, улучшающие свойства продукта.

Дополнительно битум используют как электроизоляцию в электротехнической промышленности, в отделке деревянных, кожаных и бумажных изделий, в изготовлении аккумуляторных мастик, изготовлении кабельной и лакокрасочной продукции, в прецизионном литье.