Содержание
- Способы установки электродов в конструкцию
- Несколько деталей
- Прогрев с помощью специальной опалубки
- Самые частые ошибки при твердении и прогреве бетона
- Прогрев бетона в зимнее время проводом ПНСВ
- Что такое строительный тепляк?
- Подготовка к прогреву
- Режимы электропрогрева могут быть различны
- Когда используют электроды?
- Предварительный этап ухода
- Принцип работы
- Несколько деталей
- Греющая опалубка (термос)
- Монтаж кабеля ПНСВ
- Прогрев бетона электродами: технология
- Электричество для нагрева бетона
- Электродный прогрев.
Способы установки электродов в конструкцию
Технология прогрева подразумевает погружение электродов в залитую смесь с шагом в 60-100 см. Точное расстояние определяется геометрическими особенностями конструкции и погодой в местности.
Чтобы избежать отрицательного воздействия на материал, важно
придерживаться равномерного размещения элементов и руководствоваться такими нормами:
- Минимальная дистанция между рабочими деталями — 200-400 мм.
- Дистанция между электродом и каркасными стержнями — 50-150 мм.
- Расстояние до технологического шва — от 100 мм.
- Расстояние до опалубки от крайнего ряда — от 30 мм.
Если конструкция прогреваемого объекта препятствует соблюдению таких требований, электроды можно покрыть изоляционной трубкой из эбонита. После завершения работ по заливке необходимо укутать участок рубероидом, полиэтиленовой пленкой или другим теплоизолятором. Отсутствие хорошего утепления приведет к низкой эффективности электропрогрева бетона.
Виды используемых электродов
При прогреве бетона задействуют 3 разновидности электродов. Они разработаны для разных условий и отличаются как конструктивными особенностями, так и принципом действия. Так, стержневые модели создаются на базе армированных деталей диаметром 8-12 мм.
Их подключение производится после предварительного расчета оптимального шага. Последняя секция присоединяется на расстоянии до 3 см от опалубки. Это позволит полностью прогреть края стены или колонны.
Принцип работы пластинчатых моделей немного отличается. Их нужно крепить в разных частях опалубки, чтобы получить мощное электрическое поле для получения оптимальных температурных показателей при прогреве.
Струнная разновидность востребована при прогреве колонн.
Схема подключения электродов
Схема соединения электродов напрямую зависит от их типа и принципа работы. Если выбраны пластины, 1 фазу нужно подключить к первому электроду, а вторую — к противоположному. Этот метод называется параллельным. Стержневые элементы подразумевают подключение первого и последнего электрода в ряду.
Что касается понижающих трансформаторов, то их использование не всегда оправдывает себя. Однако, чтобы предотвратить пересушивание раствора, лучше позаботиться о наличии такого узла.
Несколько деталей
Вот мы с вами и рассмотрели, что такое прогрев бетона электродами. Технология может отличаться в зависимости от используемых электродов. Однако стоит отметить, что для улучшения конечного качества и прочности бетонной смеси целесообразно применять специальные добавки. К примеру, хлористый кальций, добавленный в шлако-портландцемент, позволяет сократить потери прочности и время затвердевания на 20-30%. Если же заметили, что даже при наличии понижающего трансформатора присутствует высушивание, то поверхность необходимо увлажнить водой или отключить подогрев на некоторое время.
Прогрев с помощью специальной опалубки
Специальные опалубки представляют собой термоактивные конструкции, в тело которых монтируются ТЭНы. В целях безопасности нагревающие элементы надежно изолируются от корпуса опалубки. Опалубка собирается из отдельных щитов, каждый из которых имеет индивидуальную маркировку. Щиты отличаются между собой электрическими параметрами (мощностью, силой тока и напряжением). Технические характеристики щита указываются на его паспортной табличке.
Для сохранения тепла, опалубки предварительно укрываются шлако- или стекловатными утеплителями.
Чтобы предотвратить утеплитель от увлажнения и механических повреждений, щит комплектуется фанерной крышкой.
Опалубка на объекте бетонирования собирается в единый блок из отдельных щитов. Небольшие щиты собираются вручную. Для подогрева больших площадей применяются укрупненные панели, которые собираются в блоки грузоподъемными механизмами.
Для подключения собранной опалубки к электрической сети служат специальные узлы управления. Они состоят из понизительных трансформаторов, системы электроснабжения и щита управления. Кроме этого, на объекте предусмотрены помещения для дежурного электрика или оператора.
Если температура наружного воздуха меньше +5° С, то перед укладкой бетона следует предварительно прогреть арматуру и ранее залитый бетон. Для этого поверхность бетонирования сначала накрывается урывочным материалом для бетона в зимнее время (брезентом, пленкой или тепляками) и на короткое время включается опалубка.
Преимущества специальной опалубки:
- простота конструкции и возможность быстрой ликвидации неполадок и замены повредившихся ТЭНов;
- универсальность, что позволяет сколько угодно, без ограничений использовать опалубку на различных объектах;
- простота в эксплуатации;
- позволяет работать с бетоном при температурах до -25° С;
за счет беспрерывного бетонирования сокращается срок строительства; - возможность поддержания времени заданного технологического процесса, обеспечивающего оптимальную температуру застывания бетона. Это достигается с помощью глубокого регулирования температуры.
К недостаткам относится высокая стоимость конструкции и сложности при прогреве участков со сложной конфигурацией.
Самые частые ошибки при твердении и прогреве бетона
Решив использовать тот или иной способ прогрева, строители допускают ошибки, которые в будущем решат судьбу всего сооружения не в его пользу. При прогреве электродами обычно фиксируются разные ошибки. Назовем самые частые, типичные их них.
Ошибка первая – электроды некачественно контактируют с бетоном. Это чревато несвоевременным отключением электропрогрева. Работы, связанные с бетонированием рискуют сорваться из-за того, что плохое вибрирование бетонной смеси может спровоцировать появление воздушных пузырьков. Когда бетон частично контактирует с поверхностью электрода, в этих местах увеличивается удельное сопротивление и происходит закипание воды. В результате появляется пар, который блокирует поверхность, в итоге, ее прогрев не осуществляется.
Ошибка вторая – смещение элементов и контактирование с арматурой. Устанавливая разнофазные электроды, строители могут сместить их, даже не подозревая об этом, и допустить соприкосновение с арматурой. Если это произойдет, замыкания не избежать — провода расплавятся, перегорят и выведут из строя трансформатор.
Ошибка третья — выгорание электродной стали и вскипание бетона, в случае, когда плотность тока повышается в приэлектродной зоне. Здесь происходит ряд процессов, которые влияют на итоговую марочную прочность материала. Возможен локальный перегрев, обезвоживание бетона, процесс гидратации замедляется и образуется пористая структура бетона.
Вскипание бетона при электродном прогреве
При использовании греющих проводов (ПНСВ). При этом методе также допускается несколько ошибок. Вот самые распространенные из них.
Ошибка первая — отключение нагревательного элемента, вызванное его повреждением или обрывом. Это происходит в тех случаях, когда специалисты не проверяют целостность проводов и не контролируют процесс подключения схем питания нагревательных элементов. В итоге, какая-то часть бетонной конструкции лишена внешнего источника тепла. За счет чего меняется температурный режим твердения и не обеспечивается равномерный прогрев. Из-за такой ошибки, неравномерно прогретые части конструкции промерзают, на них появляются трещины, щели, углубления. В итоге бетон не добирает прочности и, как результат, конструкции постепенно разрушаются.
Ошибка вторая — нарушение правильности укладки проводов и их изоляции. Этим грешат многие, укладывая греющий провод. Первое, надо знать о том, что нельзя допускать излишней длины элемента. Это чревато не только его перерасходом, а и более плотной навивкой в теле конструкции, отсутствием подачи достаточной погонной нагрузки на греющий провод. В итоге, скорость прогрева бетона падает, а продолжительность работ увеличивается. Нельзя и уменьшать длину провода. Ведь в этом случае перегревается не только сам бетон, а и греющие элементы – изоляция плавится, а значит, короткое замыкание обеспечено. Среди минусов такого способа называют трудоемкость процесса, привязку к сложным расчетам, подводку более крупных мощностей электроэнергии для прогревания больших площадей.
Прогрев бетона в зимнее время проводом ПНСВ
Для качественного нагрева застывающей бетонной конструкции строителям понадобятся:
- трансформаторный сварочный прибор на 200 ампер;
- греющий провод ПНСВ диаметром 1.5 миллиметра;
- алюминиевый кабель АВВГ;
- изолента из хлопчатобумажного материала;
- инструмент для бесконтактного определения текущей силы тока.
Провод ПНСВ.
Процесс прогрева бетона электродами из ПНСВ кабеля включает такие этапы:
Нарезка провода на небольшие отрезки для прогрева петель.
Как правило, для осуществления электропрогрева бетона достаточно 17 метровых отрезков.
Подвязка подготовленных отрезков к каркасу из арматуры
На данном этапе важно проследить, чтобы слой бетона над петлями не превышал 4 сантиметра.
Соединение подвязки с токопроводящим изолированным проводом из алюминия. Технологическая карта подразумевает подключение петель змееобразным способом.
Наращивание подсоединенных кабелей из алюминия и подключение их к сварочному устройству.
Изолирование проводов при помощи хлопчатобумажной ленты
Маркировку изолирующего материала следует поместить на концах проводов.
Число прогревочных петель напрямую зависит от мощности сварочного электроприбора. Для устройства с максимальной силой тока 250 Ампер можно использовать не более 8 проводов ПНСВ.
Как правило, полное застывание конструкции, подогреваемой ПНСВ проводом, составляет 40 часов.
Что такое строительный тепляк?
Тепляк представляет собой временную быстровозводимую конструкцию, предназначенную для поддержания плюсовой температуре на строительной площадке. Конструктивно тепляк состоит из каркаса, сооружаемого, как правило, из деревянных брусьев, и теплоизоляционного укрывного материала. После возведения конструкция надежно закрывает объект строительства или реконструкции, а тепловые пушки внутри способствуют поддержанию требуемой температуры. По завершению строительных работ тепляк разбирается, и может использоваться повторно при другом строительстве.
Для укрытия стандартно используется пленочный материал – стандартная, армированная или термоусадочная пленка, а также брезент, ПВХ и пр. Если сравнивать строительные тепляки из разных типов пленок, то оптимальным будет применение теромоусадочного пленочного материала.
Подготовка к прогреву
Прогрев бетона осуществляется только после полностью завершенной укладки бетонного раствора.
Подготовка к процедуре может начинаться исключительно после того, как будут уложены закладные детали и арматура, а также проведена электросварка арматуры. Далее следует монтировать готовые греющие элементы
Важно избежать при этом натяжения обогревающих проводов на каркасы арматуры. Лучше всего будет проложить между ними
В случае если арматура не применяется в конструкции, следует использовать готовые инвентарные шаблоны. После выполнения процесса монтажа провода должны быть обязательно окружены бетонным раствором таким образом, чтобы они не касались деревянных деталей конструкции либо опалубки.
Процесс проведения греющих элементов возможен исключительно после проверки мегомметром. Нагрузка фаз низкой стороны подстанции обязательно должна быть равномерной. Выводы обогревательных проводов должны иметь сечение, увеличенное в 2-3 раза. В случае если последнее условие нельзя выполнить, рекомендуется подключать отрезки алюминиевых проводов с изоляцией места присоединения к трубке из пластмассы.
Читать также: Что такое передняя бабка токарного станка
Схема прогрева бетона.
Прогрев бетона должен выполняться не ранее чем будет завершена полностью укладка строительного раствора. Все греющие элементы должны быть размещены с выполнением всех требований техники безопасности. В конструкциях, которые прогреваются, обязательно должны быть изготовлены отверстия, которые необходимы для того, чтобы выполнять замеры температуры. Пусковая сила тока в элементах, которые греются, должна замеряться в процессе включения и 1 раз в час на протяжении первых трех часов нагрева.
В случае если показатели будут нормальными, температура в последствии должна замеряться 1 раз в смену. Бетонный раствор в результате электропрогрева должен набрать не менее 50% прочности, которая была заявлена. Практически во всех случаях соответствие самому последнему требованию будет определяться путем испытания контрольных образцов.
Режимы электропрогрева могут быть различны
- Двухстадийный прогрев – нагрев уложенной смеси и изотермическая выдержка. На момент отключения питания бетон должен набрать определенную прочность (устанавливается проектом в процентах от марочной прочности и зависит от ответственности, нагрузок, условий работы будущей конструкции, вида бетона и пр.). Прогрев в две стадии с изотермией назначают для конструкций, имеющих модуль поверхности больше 15.
- Трехстадийный прогрев – нагрев, изотермическая выдержка и остывание. Требуемая прочность будет обеспечена к моменту остывания прогреваемых конструкций. Применяют режим для элементов, имеющих степень массивности от 6 до 15.
- Две стадии – нагрев и остывание с выдержкой термосом, с полной теплоизоляцией конструкции и/или применением греющей опалубки, в зависимости от значений минусовых температур атмосферного воздуха. Критическая прочность обеспечивается к завершению остывания бетона. Режим назначают для элементов, имеющих степени массивности до 6.
После уплотнения бетона в конструкции подключают питание электродов, при этом минимум температуры бетонной смеси составляет +5⁰С. Затем нагрев увеличивают, при этом скорость повышения температуры следует держать не больше 8 градусов в час при прогреве элементов со степенью массивности от 3 до 6, 10 градусов в час – соответственно для конструкций со степенью массивности от 6, и 15 градусов в час – для стоечно-балочного каркаса и тонких стен (120 – 150 мм) протяженностью до 5,75-6,0м.
Для различных видов цемента рассчитаны предельные допуски температур бетона при любых режимах электропрогрева. В частном строительстве в основном применяют портландцемент ПЦ400 и ПЦ500 (быстротвердеющий). Для данных марок цемента установлены пределы температур при модулях поверхности соответственно:
- От 16 до 20 — +55⁰С.
- От 10 до 15 — +65⁰С.
- От 6 до 9 — +70⁰С.
Время изотермической выдержки зависит от вида вяжущего (активности цемента), температурных параметров прогрева и назначенной проектом прочности бетона. Это время определяется по видам бетонов и проверяется лабораторно – испытанием кубиковой прочности на сжатие. Скорость остывания бетонной конструкции должна быть минимальная, предел составляет для элементов с модулем поверхности:
- От 6 до 10 — 10 градусов/час.
- От 10 и выше — 5 градусов/час.
Распалубку бетона выполняют не ранее, чем поверхность его остынет до +5⁰С, но при этом нельзя допускать смерзания опалубки с бетоном. После распалубки бетон повторно теплоизолируют в случаях, когда разница температуры атмосферного воздуха и бетонных поверхностей больше 20 градусов.
Когда используют электроды?
Каждый из вышеописанных способов используется в той или иной ситуации. Что же касается электродов, то и это не универсальное решение. К примеру, при заливке бетонной плиты он совершенно не эффективен. В этом случае лучше применить греющий провод. А вот если речь идет о какой-либо вертикальной конструкции, то тут электродный подогрев станет отличным решением.
Кстати, иногда используется естественный утеплитель, которого зачастую недостаточно. В этом случае в качестве дополнительного подогрева подойдет электрод. Но нужно понимать, что чем шире конструкция, тем ниже эффективность и выше стоимость, но к этому вопросу мы еще вернемся. К счастью, сегодня технология прогрева бетона таким способом освоена и широко применяется строителями со всего мира. Тем не менее на территории РФ большая часть построек использует подогрев проводами.
Предварительный этап ухода
Мероприятия по уходу за бетонным раствором практически начинают сразу после его заливки и отделки поверхности. Работы продолжают на протяжении всего периода набора прочности материалом.
Так как по проекту этот период составляет 28 суток, то и уход за бетоном в процессе твердения должен протекать в течение этого времени. Сначала необходимо обеспечить свежему раствору надежную защиту от природных явлений. Как правило, основной этап мероприятий подразумевает использование пленкообразующих материалов.
В некоторых случаях необходимо провести предварительный этап, который выполняют с применением влажной мешковины, герметичных пленок и других материалов. Предварительный этап проводят в случаях, если:
- температура воздуха выше 25° C и стоит сухая, жаркая погода;
- использование пленкообразующего материала невозможно в ближайшее время;
- основной этап не подразумевает использование защитных материалов или температура воздуха ниже +5° C;
- идут дожди или снег.
После окончания предварительного этапа сразу переходят к основным мероприятиям по защите бетона.
Принцип работы
Понижающий трансформатор для подогрева бетона представляет собой устройство, обеспечивающее питание электродов или греющего кабеля от одно- или трехфазной сети. Он заключается в стальной кожух, и оснащается системами охлаждения, автоматического регулирования и панелью управления.
Переменный ток из сети подается на катушку высокого напряжения, по закону электромагнитной индукции через магнитопровод он возбуждает низковольтную ЭДС во вторичной катушке низкого напряжения, которая выдерживает большие токи. К зажимам подключаются греющие электроды или специальный нагревательный кабель.
Управляющий блок регулирует выходную мощность, необходимую для нормальной работы системы электроподогрева при изменении температуры воздуха. Перед катушкой высокого напряжения устанавливается предохранитель, он понадобится для отключения оборудования, если прогревочный трансформатор для бетона перегружается, или при угрозе короткого замыкания. Для контроля работы катушки низкого напряжения в ее цепь включен амперметр.
Подключение трансформатора для и работа всей системы основана на свойстве проводника выделять теплоту при прохождении по нему тока. Сначала устанавливается опалубка, в которой сваривается арматурный каркас. Затем на нем раскладывается нагревательный провод ПНСВ сечением 1,2 мм, хотя есть и другие варианты, но этот дешевый и практичный. Холодные концы выводятся наружу, после чего происходит заливка и трамбовка строительной смеси.
После заливки раствора кабель подключается к станции (трансформатору) для обогрева бетона, и прогревает его до 80ºС со скоростью не более 10ºС в час. При этом время прогрева бетонной смеси зависит от температуры окружающего воздуха. Амперметр обмотки низкого напряжения все это время показывает ток 14-16 А. После достижения максимальной температуры ее опускают до 40ºС не более, чем на 5ºС в час и удерживать для достижения монолитом критической прочности.
При обогреве электродами, укладываемыми в качестве арматуры, принцип прогрева схож с проводными системами. Подключение конструкций, представляющих собой электроды, к трансформатору производится через специальный кабель. При работе следят за током в обмотке низкого напряжения, поскольку при затвердевании бетона, электрическое сопротивление повышается и ток уменьшается.
Несколько деталей
Вот мы с вами и рассмотрели, что такое прогрев бетона электродами. Технология может отличаться в зависимости от используемых электродов. Однако стоит отметить, что для улучшения конечного качества и прочности бетонной смеси целесообразно применять специальные добавки. К примеру, хлористый кальций, добавленный в шлако-портландцемент, позволяет сократить потери прочности и время затвердевания на 20-30%. Если же заметили, что даже при наличии понижающего трансформатора присутствует высушивание, то поверхность необходимо увлажнить водой или отключить подогрев на некоторое время.
Греющая опалубка (термос)
Метод греющей опалубки — это обогрев бетона специальными нагревательными элементами. Расчеты при таком обогреве показывают, что количество тепла в растворе должно быть не меньше количества тепловых потерь при остывании конструкции за все время, которое нужно для получения окончательной твердости бетона.
Схема греющей опалубки
Нагревательный элемент — электрический пленочный. Преимущества этого способа — возможность прогрева одновременно нескольких площадей или одной большой поверхности, низкое энергопотребление и мобильность. Недостаток греющей опалубки — высокая стоимость конструкции.
Монтаж кабеля ПНСВ
Монтаж обогревающей проводки состоит из двух этапов:
- Монтаж обогревательных контуров;
- Расположение и фиксация обогревающей проводки.
Монтаж обогревательных контуров
Прогревочный провод ПНСВ укладывают уже во время установки опалубки. Схему крепления кабеля к стальному каркасу продумывают на стадии создания проекта железобетонной или бетонной конструкции. Для равномерного прогрева бетона проводом ПНСВ ветви кабеля располагают с одинаковым промежутком между собой.
Оптимальный промежуток между ветвями обогревателя должен быть равен 15 см. Ветви проводки монтируют отдельными сегментами. Если обогрев производится от сети напряжением 380 вольт, то длина отдельной секции будет равна 31 метру. При питании источником тока 220 вольт длина провода составит 17 м.
При превышении этих нормативов длинные провода не будут достигать нужного уровня нагрева, и тепло не будет доходить в нужном количестве до крайних зон обогрева. Следует помнить о том, что прогрев бетона проводом носит одноразовый характер. После набора полной прочности бетоном кабель отключают и оставляют его в массиве монолита.
Расположение и фиксация обогревающей проводки
Расположение и фиксацию проводов обогрева производят по следующей методике:
- Определяют диаметр прогревочного провода. При наличии арматурного каркаса применяют кабель с виниловой изоляцией, она наиболее прочная. Для монолита без арматуры применяют провода с полипропиленовой оболочкой.
- Кабель нарезают равными по длине отрезками и сворачивают в продольные спирали.
- Спиральные ветви продевают через арматурный каркас, не касаясь внутренней поверхности опалубки. Оптимальное расстояние между проводом и ограждениями должно быть 100-150 мм.
- Кабель подвязывают к арматуре алюминиевой проволокой или полимерными стяжками.
- Укладку кабеля производят так, чтобы он не выходил наружу за пределы опалубки.
- После первых признаков схватывания залитого бетонного раствора включают трансформаторную подстанцию КТПТО. Регулируют степень нагрева провода увеличением или уменьшением напряжения тока.
Прогрев бетона электродами: технология
А сейчас давайте вкратце рассмотрим суть данного метода. Как было отмечено выше, он не подходит для заливки бетонной плиты, только для колонн, стен, а также диафрагм. Уже после того, как заливочные работы будут завершены, в стены вставляются металлические стержни. На них подается напряжение через понижающий трансформатор. Обычно выбирают интервал между двумя соседними электродами от 60 до 100 сантиметров, что зависит как от погоды, так и конфигурации объекта.
С понижающего трансформатора на арматуру подается три фазы, в результате чего пространство между электродами прогревается и замерзание исключается
Стоит обратить ваше внимание на то, что прогрев бетона в зимнее время основан на прохождении электрического тока через воду, содержащуюся в растворе. В результате мы имеем равномерный нагрев
Нужно понимать, что если есть арматурный каркас, то напряжение не должно быть более 127 В, а если таковой отсутствует, то можно подавать 220 и 380 В, но не более.
Электричество для нагрева бетона
В промышленном строительстве перед тем как прогревать бетон зимой, на объекте устанавливают специальные трансформаторы. Но в некоторых случаях применяют другие, связанные потреблением электроэнергии, устройства.
Наиболее известные способы прогрева:
Электродами — их вводят в свежеуложенный бетон и подают на них переменный ток
В результате прохождения тока через раствор масса разогревается, и важно контролировать температуру — она не должна подниматься больше 60ºС. Железную арматуру конструкции используют как один из электродов, по форме они бывают стержневыми из катанки 8―12 мм, в виде пластин или струны
Последняя разновидность применяется в элементах, имеющих длину: колоннах, балках и столбах. Расстояние между динодами зависит от погоды и находится в интервале 0,6―1,0 м.
Проводами — специальный нагревательный шнур марки ПНСВ со стальным сердечником в виниловой оболочке прокладывают внутри опалубки и заливают бетоном. Сечение проволоки 1―3 мм — от этого размера зависит расход на 1 м³ смеси. Подключается схема к понижающему трансформатору: мощности 80 кВт хватает для прогрева 90 м³ монолита. Недостаток способа — значительные трудозатраты и дороговизна (провод остаётся в бетоне), но, в сравнении с предыдущим, он эффективнее.
Греющая опалубка: в корпус вмонтированы электроотопительные элементы — они передают тепло залитой смеси при морозах минус 25ºС. Способ похож на применение пластинчатых электродов, но отличается прилеганием не к внутренней поверхности опалубки, а расположением снаружи или между створок. С успехом применяется при возведении типовых домов, где размеры стандартизированы, и возможно многоразовое использование комплекта опалубки. Для нестандартных построек не годится.
Нагревающие маты — разновидность предыдущего способа, но электроотопители выполняются в форме плоских сочленённых элементов, которыми укрывают поверхности бетона. После раскладки их включают в сеть. Расход энергии при морозе 20ºС пребывает на уровне 100―120 кВт*ч/м3, тогда как при электродном методе тратится 80―100 кВтч на 1 м³ бетона.
Инфракрасное излучение направляется непосредственно на поверхность монолита или опалубку. Для удержания тепла от нагрева и влаги от испарения объект покрывают прозрачной плёнкой, не препятствующей прохождению света. Способ хорош тем, что не требуются дорогостоящие трансформаторы, но большие конструкции обогреть излучателями не удастся. Количество направляемого тепла регулируется изменением расстояния между обогревателем и объектом.
Индукционное тепло выделяется в результате преобразования магнитного возбуждения от изолированного проводника, намотанного на арматуру. Применяется способ редко и только для прогрева прогонов, балок и ригелей. Ограничение использования технологии обусловлено сложностью расчёта количества витков. Расход энергии при этом 120―150 кВтч/м3.
https://youtube.com/watch?v=ABaXIzEwg8c
Обеспечение электробезопасности при выполнении прогрева бетона — важнейшее условие. К применению разрешены трансформаторы ТМОБ-63/038, КТПТО-80. Подключение производят электрики с группой допуска IV и V. Посты обогрева ограждаются от проникновения посторонних лиц.
Над небольшими объектами возводят шатёр — каркас, обшитый брезентом. Дополнительно в него помещают обогревательную пушку — дизельную, газовую или электрическую. Такой способ может применяться как самостоятельный для прогрева бетона зимой.
Originally posted 2018-08-29 08:16:01.
Электродный прогрев.
Это наиболее популярная технология прогрева бетона. Она основана на выделении теплоты в процессе прохождения электрического тока через бетонную массу.
С этой целью в уложенный бетон помещаются электроды по определенной схеме. Расположение электродов должно быть таким, чтобы тепло, излучаемое ими, распределялись равномерно в среде бетонной массы.
Подогрев бетона в зимой производится на пониженном напряжении. Источником электрического тока могут быть понижающие силовые трансформаторы (однофазные или трехфазные), с напряжением вторичных обмоток от 50 до 127 В.
Мощность устанавливается с учетом условий окружающей среды. При низких температурах мощность увеличивается. Для того чтобы поддерживать температуру прогрева бетона в заданных величинах, трансформаторы снабжены регулировочными устройствами, с помощью которых можно регулировать величину тока.
Режим подогрева выбирается исходя из применяемых типов электродов. Наиболее популярные следующие типы электродов:
- стержневые электроды. Обычно их изготавливают из стальной арматуры. Схема размещения и расчетный шаг определяется таким образом, чтобы участки подогрева перекрывали друг друга;
- пластинчатые электроды. Такие электроды представляют собой поверхностные пластины, выполненные из кровельного железа или стали. Размещаются на каждой внутренней стороне опалубки. Каждая группа электродов подключается к различной полярности (фаза-ноль). Таким образом, ток начинает проходить по бетонной смеси от одной полярности к другой. Выделяемая при этом теплота будет подогревать бетон. Такие электроды применяются для прогревания слабоармированных конструкций небольших размеров;
- полосовые электроды. Они размещаются по одну сторону конструкции. При этом разноименные полюса электрической цепи подключаются к рядом расположенным (соседним) электродам. Такая схема обеспечивает периферийный подогрев бетона. Электродная технология нашла применение при зимнем бетонировании плит, стен, полов, имеющих толщину не более 20 см;
струнные электроды. Этот тип электродов применяется при прогреве бетона в зимнее время участков, длина которых намного превышает их поперечное сечение (колонны, стойки, балки и другие вертикальные сооружения). Для достижения оптимальной температуры прогрева струнные электроды располагаются по центру конструкции. К ним подключается фазный провод. Для создания разности потенциалов, нулевой провод подключается к опалубке. При этом опалубка должна быть металлической или деревянной обшитой кровельным железом. В некоторых случаях нулевой провод подключается к арматуре. В таком случае подогреваются и армирующие стержни.
К схемам подключения и размещениям электродов предъявляются следующие требования:
- мощность установки должна обеспечить время прогрева бетона до температуры застывания;
- схема подключения должна быть такой, чтобы максимально можно было снизить расход металла. С этой целью электроды рекомендуются располагать снаружи прогреваемой конструкции;
- монтаж схемы подключения для прогрева бетона в зимнее время следует проводить до начала заливки.