Содержание
- Металлические трубы и СМГК
- Самостоятельный прокол выполняется по следующей технологии
- Что такое прокладка труб без траншей и как это работает
- Обратитесь к специалистам
- Санация
- Особенности бестраншейной прокладки
- Гидро-, вибропрокол и продавливание
- Способы бестраншейной прокладки
- Виды проколов
- Приёмы прокладки трубопроводных линий
- Этапы прокладки
- Что такое прокол под дорогой?
- Прокладка трубопровода методом прокола
- Релайнинг трубопроводов
- Нюансы бестраншейной прокладки канализации
Металлические трубы и СМГК
Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.
Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.
Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.
Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.
СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.
Самостоятельный прокол выполняется по следующей технологии
- По предполагаемой линии прокола заостренным концом в рабочем приямке кувалдой забивается стальная арматура. Она служит направляющей для трубы и предупреждает о труднопроходимых препятствиях на своем пути. Длина стержня арматуры не должна превышать двух метров, иначе материал может деформироваться под ударами кувалды. По мере захода в грунт производится сварка следующего отрезка, и снова забивается. Работа продолжается до того момента, пока конец не появится с другой стороны дороги;
- По обе стороны дороги, под которую нужно проложить коммуникацию, симметрично роются два котлована (приямка). Глубина приямков должна быть немного больше глубины закладки трубы. Через первый приямок будет происходить горизонтальное забивание трубы до появления её с другой стороны. Размеры рабочего и приемного приямка выбираются с учетом вышесказанного и должны предусматривать возможность свободного нахождения в нем человека;
- По такой же технологии производится прокол трубой, одетой на арматуру. Чтобы не разбивались концы, спереди устанавливается насадка с зубчатыми заточенными краями, а сзади насадка в виде стакана. Под ударами кувалды по дну стакана труба начинает заходить в грунт. По мере ее продвижения земля уплотняется в трубе и движение стопорится. Струей из водяного насоса достаточно легко происходит ее удаление. Дальнейшие действия последовательны до момента появления насадки в другом приямке.
Существуют различные вариации данного метода:
- С использованием желонка, изготовленного из большого гидроцилиндра;
- При помощи мини установки горизонтального бурения или различных вспомогательных средств для забивания арматуры, например, дрели;
- Прокол на базе насоса.
Пробороздив интернет мы нашли еще тысячу и один способ “авторской” прокладки коммуникаций под землей. Мы никогда не сомневались в уникальных способностях народных умельцев, но все же рекомендуем вам воспользоваться одним, из предложенных нами методов, поскольку эти методы являются наиболее надежными и имеют техническое обоснование. Лучше не идти на риск.
Так как вопрос самостоятельного прокола интересует по большей части владельцев частной недвижимости, которые желают либо модернизировать свой участок, либо подвести коммуникации к нему, стоит помнить, что даже если земля находится в вашей собственности нельзя просто так взять и выполнить бурение под ней. Особенно это касается работ, которые по плану предусматривают выход за пределы частной территории. Также отметим, что проколы более 10 метров в длину выполняются при помощи специальной техники и с использованием метода ГНБ.
Что такое прокладка труб без траншей и как это работает
Сущность метода заключается в проведении магистрали под поверхностью земли в отличие от выкапывания поверхностных траншей, которые имеют следующие недостатки:
- Снятие грунта приводит к разрушению верхнего плодородного слоя не только в траншее, но и специальной техникой, а также к загрязнению прилегающей территории, значительно увеличивающему масштабы ущерба.
- При траншейном методе повреждаются насаждения (деревья, кустарники), которые не всегда удается восстановить.
- При проведении работ на асфальтированных автомобильных и пешеходных дорогах разрушается асфальтовое покрытие, использование трасс становится невозможным и требуется дальнейший ремонт — это приносит неудобства и экономически невыгодно.
К достоинствам траншейного способа относят простоту технологии, доступную в бытовом хозяйстве, и распространенность используемой техники, также для выкапывания траншей не требуется высокая квалификация работников.
При использовании бестраншейного метода монтаж и прокладку трубопровода проводят с помощью бурового оборудования, проходных агрегатов, гидравлических и пневматических пробойников.
Обратитесь к специалистам
Если вы не хотите неделями изучать технологии по книгам, читать советы внештатных инженеров в интернете, а также посещать городское управление и различные инстанции для согласования проекта реконструкции. Если вы не обладаете достаточными знаниями в этой области и физической силой, а хотите получить готовую качественную и согласованную работу в течении 2-3 дней, то советуем вам обратится к специалистам. Они без нарушения благоустройства вашей территории проложат подземные коммуникации. Как правило фирмы дают пожизненную гарантию на свои работы, самостоятельно согласуют проект, а также отвечают за прочность и качество предоставляемых материалов. Благодаря специализированной технике, бурение становится полностью управляемым, местонахождение буровой головки и наличие близлежащих препятствий отслеживается и контролируется локаторщиком и инженером установки.
Санация
Суть способа санации трубопровода – бестраншейная замена старых труб на новые.
Различают два основных вида санации.
Санация релайнингом
В таком случае современные трубы из высокомолекулярных соединений (полимеров) протягиваются в уже обустроенный трубопровод. Делать это, в свою очередь, можно двумя способами: без разреза старых труб или с таковым.
В первом случае, когда диаметр новых элементов чуть меньше исходных, необходимо перед началом работ провести обследование внутренней поверхности труб, чтобы предотвратить повреждение пластиковых труб находящимися внутри прежних элементов препятствиями или полное торможение работы.
Второй вариант применяется, когда нужна прокладка труб большого диаметра, превышающего прежний или равного ему. Тогда используется статистическое взламывание старой конструкции.
Порядок проведения работ следующий:
- По краям участка, на котором планируется производить работы, роются углубления (размерами около 2×3 м).
- Из начального углубления проводятся выдвигающиеся штанги, на рабочих концах которых (в той же яме) фиксируется нож для расширения, посредством вертлюга скреплённый с прокладываемой трубой из ПНД (полиэтилена низкого давления).
- В конечном котловане устанавливают на каркасе гидравлические домкраты, с помощью которых осуществляется возвратно-поступательное движение установленных штанг. Для дополнительной надёжности конструкции каркас с домкратами можно установить на бетонную плиту.
- Начинают процесс протяжки, длящийся до того момента, когда нож не выйдет полностью в конечный котлован.
- Периодически штанги длиной 1,5 м вытаскиваются из траншеи и очищаются от загрязнений.
В итоге старые трубы разрезаются соответствующим ножом, расширяются, и в них проволакивается полимерная труба.
При проведении релайнинга необходимо учитывать несколько рекомендаций:
- на стадии проектирования процесса следует тщательно подобрать сечение новой прокладываемой трубы ПНД;
- отрезки новых труб размером 10-12 м свариваются на поверхности и после проводятся в санируемую систему;
- общая длина сварного участка не должна превышать 0,7 км;
- при подборе диаметра труб и проведении замеров необходимо учитывать образующийся при сварке бурт, достигающий в некоторых случаях 15 мм.
Реновация
Этот вариант сопровождается полным разрушением старых конструкций с одновременной прокладкой новых труб. Этот метод применяется, когда прежний трубопровод или не удовлетворяет возросшим требованиям к пропускной способности, или слишком обветшал. Методом реновации можно прокладывать трубы как большего, так и меньшего сечения, чем исходные.
Этот способ также существует в двух вариантах исполнения: заменой старых труб на новые ПНД-трубы, имеющие резьбу, или разрушением трубопровода.
В первом случае возможно осуществлять замену конкретного повреждённого участка трубопровода. Неисправный отрезок трубы разрезают роликовыми ножами, с помощью расширителя увеличивают тоннель, затем вводят новые трубы.
Во втором варианте трубопровод, как при релайнинге, ломается статическим способом.
Преимущества санации:
- отсутствие необходимости рыть новые тоннели – можно использовать уже обустроенные коммуникационные системы;
- практически невозможно при проведении работ повредить другие трубопроводы;
- можно изменять диаметр старых труб на соответствующий современным требованиям;
- затраты на проведение земельных и восстановительных работ минимальны.
Особенности бестраншейной прокладки
Традиционный траншейный метод не лучшее решение не только для коммуникаций, прокладываемых под дорожным полотном, потому что:
- снятие грунта невозможно без разрушения плодородного слоя грунта;
- повреждается корневая система растений: деревья и кустарники в некоторых случаях не смогут избежать гибели;
- ремонт асфальтированных дорог обойдется во внушительную сумму, к тому же такой подход вряд ли понравится как соседям, так и властям.
Бестраншейный метод, при котором покрытие остается целым, экономически выгоден. Кроме того, мастеров-хозяев привлекает доступность метода для непрофессионалов. Есть и другие преимущества:
- минимальный риск повредить другие коммуникации;
- высокая скорость операции, причем практически любого метода;
- экономия денег, а также возможность приводить работы в любое время года;
- почти абсолютная безвредность для окружающей среды (если не спрашивать мнения подземных жителей).
Минусом можно считать некоторые расходы на специальное бурильное оборудование, и на персонал, который его обслуживает. Однако плюсы в этом случае более весомы.
Гидро-, вибропрокол и продавливание
Различают гидро- и вибропроколы. В первом случае в качестве инструмента для продавливания грунта используют водяную струю, которая под большим напором бьет из специального наконечника.
Этот метод особенно эффективен на несвязных песчаных грунтах, легко размываемых под воздействие струи. Он позволяет проделать отверстие диаметром около 50 см за минимальное количество времени. Но максимальная длина скважины при гидропроколе – 30 м.
Вибропрокол, как понятно из названия, осуществляется с помощь вибрационного воздействия. В устройстве для выполнения прокола используются ударно-вибрационно-вдавливающие установки с возбудителями продольно-направленных колебаний.
Статическое вдавливание сочетают с воздействием на грунт ударных импульсов вибромолота. Метод применяется на водонасыщенных и маловлажных песчаных грунтах как для прокладки труб, так и для их извлечения. Диаметр скважины может достигать 50 см, а ее протяженность – 60 м.
Метод продавливания осуществляется с помощью домкратов, как и прокол. Но в этом случае труба направляется в грунт открытым концом. В процессе продвижения конструкции в трубе образуется плотная пробка из грунта, которая затем удаляется.
Для выполнения этого типа работ используют от двух до восьми мощных (на 200-400 тонн) гидродомкратов, для работы которых необходим монтаж упорной стенки с рамой и наголовником.
Продавливание грунта – это бестраншейный метод прокладки труб, который выполняется с помощью специальных гидравлических установок высокой мощности
За смену такое устройство может пройти до 10 метров грунта, а общая длина скважины обычно не превышает 80 метров. Если требуется проложить более длинную трассу, ее разбивают на отдельные участки не более 80 метров.
Этот метод также требует устройства начального и финишного котлована, в которых и устанавливают необходимую гидравлику.
Проходку каждого участка выполняют дважды: в прямом, а затем в обратном направлении. Контроль работы механизмов и качества продавливания ведет оператор, который находится в котловане.
Технически этот метод сложнее, чем обычный прокол, но его можно применять практически на любых грунтах. Диаметр конструкции может достигать 172 см. Выборка керна, сформировавшегося внутри трубы, может производиться вручную или механизированными средствами.
Способы бестраншейной прокладки
Бестраншейная прокладка системы канализации, как правило, проводится следующими способами:
- Прокол дороги — используют при работе с трубами диаметром от 100 до 400 мм.
- Горизонтально-направленное бурение — применяется для труб диаметром от 110 миллиметров до 800 миллиметров.
- Продавливание стальными футлярами — осуществляется для труб 159-1420 миллиметров.
Для прокладки канализационных систем методом прокола применяют оборудование некрупных размеров, что позволяет выполнять работы в маленьких котлованах.
Все виды оборудования для ГНБ марки Vermeer описаны здесь. А здесь вы можете ознакомиться с характеристикой оборудования других известных марок .
Все подготовительные работы занимают минимум времени, при том, что в рабочем процессе достигается максимальная скорость проходки. Такая прокладка труб может быть реализована в кротчайшие сроки. Однако есть один нюанс — длина проходки не может превышать пятнадцати метров.
Для прокладки канализационных линий большой протяженности идеально подходит ГНБ-способ.
Проходка с использованием установки горизонтально-направленного движения включает три рабочие фазы. В первую очередь, устраивают пилотную скважину, затем проводят расширение скважины до нужного диаметра и на третьем этапе протягивают трубопровод.
Прокладка канализационных труб в стальном футляре показана при прохождении коммуникаций под автомагистралями или железнодорожными линиями. Стальной футляр выполняет функцию защитного кожуха. Чаще всего эта технология используется при обустройстве самотечных канализаций, для которых характерны прямые линии и углы наклона в ненадежных плывучих грунтах.
Виды проколов
Метод прокола применяют при прокладке водопровода под дорогой
В зависимости от применяемых механизмов, принципа прокладки канала для прокладки труб различают следующие виды прокола:
- продавливание;
- горизонтально направленное бурение (ГНБ);
- бурошнековое бурение;
- гидропрокол;
- вибропрокол.
Продавливание
Данный вид прокола выполняется следующим образом:
- В начальный приямок помещается установка направленного бурения, состоящая из рамы с гидроцилиндрами, которые приводят в движение каретку с буровой колонной – соединенными между собой штангами.
- Первой в каретку устанавливается штанга с рабочей головкой в виде острого конуса.
- При помощи маслостанции (бензинового двигателя с масляными насосами) гидроцилиндры под усилием вдавливают первую штангу в стенку приямка.
- После того как большая часть первой штанги скрылась в почвенной толще, каретку при помощи гидроцилиндров отводят назад. К концу штанги при помощи резьбового соединения прикручивают следующую, закрепляют ее в каретке и повторяют процесс продавливания.
- При появлении рабочей головки первой штанги буровой колоны в финальном приямке ее снимают, устанавливают приспособление для крепления и протяжки трубы.
- Вытягивая закрепленную к первой штанге трубу, осуществляют ее прокладку в пробуренном таким способом канале (футляре).
Горизонтально направленное бурение
Такой способ широко применяется при прокладке водопроводных сетей диаметром до 200 мм. Прокол выполняется специальными самоходными установками на гусеничном ходу, способными работать в условиях ограниченного пространства и топкого грунта.
Технология выполнения горизонтально-направленного бурения состоит из следующих этапов:
- Бурение пилотной скважины – при этом установка заглубляет колонну штанг с рабочей буровой головкой в виде лопатки на первой из них под заданным углом и пробивает узкий канал, выходя на поверхность или в стенке финального приямка в конечной точке траектории прокладки трубопровода.
- Последовательное расширение пилотной скважины – на этом этапе рабочая головка заменяется специальным вращающимся расширителем (риммером), который при протяжке колонны штанг увеличивает диаметр канала до необходимого значения. При этом к торцу риммера крепят новые буровые штанги – это необходимо для того, чтобы после расширения канала удобно и быстро можно было протянуть через него плеть трубы.
- Протяжка трубопровода – на последнюю присоединённую к риммеру штангу устанавливают вертлюг (серьга), к которому присоединяют оголовок плети трубы. Протяжка трубопровода производится выборкой штанг установкой до тех пор, пока конец трубы не покажется в начальной точке бурения.
В процессе работы внутрь штанг буровой колоны и на наконечник (рабочую головку) подается специальный состав, способствующий разрушению пробуриваемой породы, снижению трения штанг о почву, удалению пробуренной породы из скважины. Собирающийся в приямке буровой состав после завершения работ откачивается, очищается от частиц породы и с помощью химических реагентов регенерируется для последующего использования.
Бурошнековое бурение
Данный способ бестраншейной прокладки водопроводных и других коммуникаций заключается в следующем:
- Внутрь большой трубы-футляра устанавливают вращающийся от двигателя установки шнек с рабочей головкой (лопатками) в торцевой части.
- При вдавливании установкой трубы в стенку приямка вращающийся шнек пробуривает встречающуюся ему на пути породу и частично удаляет через торец трубы.
- После того как первая труба полностью скрылась в почвенной толще к ней присоединяют следующую с таким же шнеком внутри;
- Когда конец колоны труб появится в финальном приямке, из нее последовательно извлекают все шнеки с остатками пробуренной и не удаленной ими породы.
В пробуренную таким способом трубу помещают несколько водоподающих магистралей
Гидропрокол
Данный вид прокола выполняется с помощью установки горизонтального бурения, в которой на конце первой штанги буровой колоны одевается специальная головка, пробивающая почвенную толщу перед собой при помощи мощной струи воды, создаваемой центробежным насосом.
Применяется такой метод для прокола рыхлых песчаных и супесчаных почв.
Вибропрокол
При вибропроколе рабочий орган пневмопробойника помимо вращательных движений совершает также и мощные возвратно-поступательные (как отбойный молоток). Благодаря этому, такие установки могут быстро и качественно прокалывать даже самый плотный глинистый или суглинистый грунт.
Приёмы прокладки трубопроводных линий
Среди всех известных приёмов прокладки трубных линий наибольшее распространение получили следующие:
- прямой прокол;
- так называемое «продавливание» почвы;
- бурение (горизонтальное);
- проходка с использованием щитов.
Для того чтобы выбрать подходящий вариант укладки труб, вам потребуется определиться со следующими вещами:
- состояние грунта в зоне проводки (в том числе и наличие в нём природных вод);
- характер застройки;
- параметры изолированности прокладываемого канала от внешних факторов;
- протяжённость прокладки;
- диаметр трубопровода;
- экономическое обоснование именно этого способа прокладки.
Этапы прокладки
Прокладка канализации методом прокола — это процедура, выполняемая в несколько этапов:
- подготовка площадки под оборудование. Ее размер составляет 10 × 15 м;
- установка пилотной штанги, которая погружается в грунт в точке входа буровой головки;
- проходка пилотной скважины. Это основной этап работ. Делается скважина с заданной конфигурацией, ее диаметр составляет 100 мм. Контроль траектории проводится через каждые 3 м длины;
- извлечение буровой головки и расширение скважины путем протягивания риммера. Это инструмент, который устанавливают на гибкую штангу и с усилием тянут в сторону, противоположную проходке пилотной скважины;
- позади риммера крепится плеть трубопроводов, которая сразу после расширения скважины затягивается в нее в направлении к буровой установке.
Устройство прокола для канализации требует постоянного контроля траектории. Этим занимается оператор, который наблюдает за ходом работ на дисплее приемника. Сигнал на него идет с датчиков буровой головки. При необходимости изменить траекторию он дает бурильщику команду на остановку подачи и задает нужный угол поворота. При любой его величине головку вращают только по часовой стрелке, чтобы не ослаблялось соединение буровых штанг.
Разновидности
Канализация методом прокола — это эффективная и перспективная технология. Со времени ее появления разработано три варианта выполнения работ:
- гидропрокол;
- вибропрокол;
- продавливание.
Каждая из этих методик рассчитана на работу в определенных условиях. Например, гидравлический способ хорош в глинистых вязких грунтах, вибрационный более эффективен в плотных породах с многочисленными скальными включениями. Продавливание используется на мягких почвах, не требующих значительных усилий для проходки скважины.
При использовании любой методики необходима подача значительного осевого усилия в направлении проходки. Для его создания применяются мощные гидродомкраты. Нагрузка на ось штанги велика — от 30 до 400 тонн, что обеспечивает эффективное и быстрое решение задачи.
Достоинства и недостатки
Устройство канализации методом ГНБ обладает рядом достоинств:
- уменьшаются затраты на укладку сети;
- технология менее трудоемкая, чем традиционная методика;
- время строительства линии сокращается примерно на 30%;
- не требуется восстанавливать ландшафт, элементы благоустройства поверхности;
- практически нет ограничений по месту проведения работ. Можно выполнять укладку на территории исторических памятников, промышленных предприятий, в зоне плотной застройки;
- не снимается и не портится плодородный слой почвы;
- во время выполнения работ не приходится перекрывать движение автомобилей, останавливать производство или принимать другие ограничения.
Недостатки технологии ГНБ:
- методика не годится для создания протяженных скважин или для укладки трубопроводов на большой глубине;
- максимальная длина одной линии составляет 300-400 м. Если нужна более протяженная система, придется делать промежуточные котлованы и проходить повторные скважины.
Определенные затруднения возникают, если производится устройство самотечной канализации методом ГНБ. Для этого надо обеспечить перепад высот между точкой входа и выхода скважины. Если используется труба диаметром 160-200 мм, необходим уклон 8 или 7 мм на каждый метр длины. Для линии длиной 400 м (максимум) перепад высот составит 3,2 м. кроме этого, обход препятствий в вертикальной плоскости становится невозможен. Если на пути скважины возникают крупные включения, придется делать обход по горизонтали, не изменяя заданного угла наклона. Это может потребовать большей длины трубопроводов, что увеличит расходы и время сборки системы.
Что такое прокол под дорогой?
Прокол грунта не что иное, как пробивание (продавливание) грунта в горизонтальном направлении. Этот вариант дает гарантию, что целостность дорожного покрытия не будет нарушена. К тому же этот процесс не требует выемки земли. Он позволяет уложить трубы диаметром до 550 мм, поэтому одинаково подходит для прокладки под дорожным полотном водо-, газопроводов, канализации, а также электрических кабелей.
Желание избежать лишних расходов при прокладке коммуникаций вполне резонно: затраты на строительство маленькими не назвать, а горизонтальное бурение с помощью оборудования относительно недорого, но некоторую сумму все же отнимет. Если заняться работой самостоятельно, то можно добиться существенной выгоды — от 30 до 40%. Сам процесс бестраншейной прокладки состоит из нескольких этапов. Это:
- подготовка двух канав по сторонам трассы;
- забивка, во время которой уплотняется грунт;
- протягивание трубопровода в полученное отверстие.
За счет работы почва под дорогой становится плотнее, а само покрытие остается неповрежденным. При большой ширине дороги — свыше 10 м — используют специальную буровую установку, предназначенную для ГНБ. Меньшая длина прокола существенно облегчает работу, особенно если она проводится вручную.
Прокладка трубопровода методом прокола
Прокол – это такой метод бестраншейной прокладки труб, который зачастую применяется для монтирования трубопроводов в глинистом и суглинистом грунтах. Трубы, имеющие диаметр не более 600 мм, могут прокладываться таким методом на длину до 60 м. При этом методе бестраншейной прокладки труб грунт не вырабатывается, а уплотняется вокруг трубы в радиальном направлении. Для прокола необходимо весьма значительное усилие (от 150 до 3000 кН), которое создают с помощью лебедок, тракторов и бульдозеров, а чаще всего используют гидравлические домкраты.
Прокладка трубопровода методом прокола.
Для того чтобы уменьшить сопротивления грунта, а также силы бокового трения, на окончание трубы закрепляется конусный наконечник с диаметром основания на 20 мм больше, чем наружный диаметр прокладываемой трубы. При небольшом диаметре трубы конусный наконечник не устанавливается, а грунт прокалывается трубой (с созданием уплотняющего ядра). В таком случае точность выполнения прокола будет выше, чем с применением конусного наконечника, исходя из того, что, когда коническая поверхность встречается с какими-либо препятствиями в грунте (булыжники, валуны и т. п.), наконечник немного сдвигается от оси прокола и в дальнейшем прокол делается по дуге.
Прокол выполняется со скоростью 4 – 6 м/ч. Для того чтобы увеличить скорость прокола, применяется вибропрокол. При таком способе прокола статические усилия домкратов сочетаются с виброимпульсами, это позволяет увеличить скорость до 20 – 40 м/ч.
Существует еще одна разновидность прокола – гидропрокол, он применяется в легкоразмываемом грунте. Процесс гидропрокола заключается в том, что грунт, находящийся перед трубой, размывается с помощью специальной насадки и в образующуюся впадину продвигается труба. Существенными недостатками этой разновидности прокола является то, что возможно отклонения от оси прокладки и необходимы дополнительные расходы на организацию отвода пульпы.
Последовательность выполнения прокола
На определенном удалении от препятствия выкапывается котлован, в котором сооружается опорная конструкция, устанавливаются гидравлические домкраты. На поверхности этого котлована монтируется насос высокого давления для дальнейшего подключения домкратов. В технической характеристике домкрата, помимо величины усилия, которое он может создать, указывается величина хода его штоков или расстояние, на которое способна передвигаться нажимная плита, возвращаясь в начальное положение.
Схема бестраншейной прокладки труб методом прокола.
В котлован со смонтированными домкратами опускается протягиваемая труба с наконечником, имеющая специальное приспособление (предназначенное для передачи усилия от плиты домкрата на протягиваемую трубу), называющееся шомполом. Этот шомпол изготавливается из трубы, диаметр которой может быть больше или меньше диаметра протягиваемого трубопровода. В первом варианте шомпол надевается на трубу, во втором – вставляется внутрь трубы. Шомпол имеет диаметрально просверленные отверстия, расстояние между ними равняется ходу штоков домкрата. Первое звено протягиваемой с шомполом трубы имеет длину 6 – 7 м.
Дабы выполнить первый цикл прокола, к нажимной плите домкратов закрепляется только шомпол, а окончание протягиваемой трубы остается свободным. Когда труба вдавливается, наконечник защемляется грунтом, с помощью нажимной плиты домкратов, при ее возвращении в изначальное положение, вытаскивается шомпол. Результатом данного процесса будет то, что за свободным концом трубы, на расстоянии одного хода штока домкрата от нажимной плиты, образуется первое отверстие. В отверстия шомпола монтируется стальной стержень, который имеет диаметр 50 мм, и цикл повторяется.
Существуют установки, которые имеют подвижный упор, он подтягивает домкрат при обратном ходе штоков. В данном случае не требуется шомпол. Домкрат с подвижным упором и нажимной плитой перемещаются вслед за протягиваемой трубой до полного ее погружения в грунт, после чего возвращаются в изначальное положение. К свободному окончанию трубы приваривается очередное звено, и циклы повторяются.
Релайнинг трубопроводов
Релайнинг — это метод санации, при котором новые трубы из полимерного материала затягиваются в существующий трубопровод. Релайнинг может проводиться как без разрушения, так и с разрушением старой трубы.
Схема релайнинга трубопроводов.
Перед тем как приступить к протягиванию новой трубы без разрушения старой, нужно тщательно изучить внутреннюю поверхность старой трубы на наличие в ней нахождения посторонних предметов и иных непреодолимых препятствий.
При необходимости сохранить или увеличить диаметр трубопровода применяется метод со статическим взламыванием старого трубопровода. В этом случае через разрушаемый трубопровод пропускаются штанги со стороны предварительно вырытого приемного котлована (размер 2х3 м). На конце протягиваемых штанг, в стартовом котловане, крепится расширительный нож, который через вертлюг соединен с протягиваемой ПНД трубой. На дне приемного котлована на раме смонтированы гидравлические домкраты, в которые затянуты штанги. С помощью данных домкратов приводится в движение каретка с закрепленными штангами. Для улучшения фиксации рамы в котловане монтируется упорная плита. Протяжка ПНД-трубы продолжается до тех пор, пока нож полностью не выйдет в приемный котлован. Во время протяжки штанги длиной по 1,5 м периодически вынимаются. Таким образом, во время этого процесса старая труба ножом разрезается, расширяется и в нее затягивается новая полиэтиленовая труба.
Некоторые нюансы проведения релайнинга
При выборе метода ремонта трубопровода, очень часто, из-за своей экономичности самым распространенным методом является релайнинг. Проводя подготовку к ремонту трубопровода, в первую очередь необходимо подобрать диаметр ПНД-трубы, который идеально должен подходить к диаметру реставрируемого трубопровода. На поверхности трубы длиной 10-12 м свариваются и вводятся в ремонтируемый трубопровод. Свариваемый участок трубопровода может быть длиной не более 700 м. Производительность, в первую очередь, зависит от диаметра трубы и может быть до 250 м в сутки.
Схема сварки полиэтиленовых труб.
Не нужно забывать, что при применении стыковой сварки, на стыках труб образуется бурт, высота его может быть до 15 мм. Этот нюанс необходимо обязательно учесть при проведении замера зазора между внутренней поверхностью ремонтируемого трубопровода и новой ПНД-трубой. С учетом того что диаметр ремонтируемой трубы уменьшится, его пропускная способность совсем не изменится. Происходит это благодаря низкому гидравлическому сопротивлению вставляемой ПНД-трубы.
Санация при помощи релайнинга, без разрушения старого трубопровода, разрешается только в тех случаях, когда допустимо небольшое изменение диаметра трубы или когда оно компенсируется улучшенной пропускной способностью нового трубопровода.
Метод, при котором происходит разрушение старого трубопровода, после чего протягивается новая труба, будет очень полезен в той ситуации, если релайнинг не позволит создать необходимого напора при реставрации трубопровода. Данный метод хорошо подходит для проведения работ в тяжелых гидрогеологических условиях, а также при нахождении вблизи ремонтируемого трубопровода иных коммуникаций или построек.
Нюансы бестраншейной прокладки канализации
Для того, чтобы выполнять монтаж канализационных труб любой сложности необходимо иметь высокотехничное современное оборудование, а также штат квалифицированных специалистов с богатым опытом знаний и навыков в данной сфере. Неумелые действия новичков могут повлечь за собой не только временные и материальные издержки, но и обрушение грунта с дальнейшим привлечением к ответственности.
Сотрудничая с проверенной компанией, можно оставаться уверенным, что надежный и усовершенствованный метод бестраншейной прокладки будет выполнен со знанием дела.
Многие компании сегодня выделяют трубы из полиэтилена. Такие канализационные трубы устойчивы к негативным внешним воздействиям и могут служить без перебоя десятки лет.
В зависимости от условий рабочего процесса, может потребоваться обустройство дополнительных насосных канализационных станций. При прокладке централизованной канализации не обойтись без создания колодцев, объединяющих либо разъединяющих потоки.
Работы по прокладке канализации бестраншейным способом зачастую сопряжены с различными факторами, однако специалисты всегда найдут выход из любой ситуации, не нарушая графика работ и не принося заказчику потери.
Прокол методом горизонтального бурения — это прогрессивная бестраншейная технология укладки инженерных коммуникаций, признанная во всем мире. Благодаря ГНБ можно провести коммуникации под дорогой, садом или водоемом без разрушения поверхности земли или асфальта. Работы выполняются с применением профессионального бурового инструмента со специальным локатором. На экране локатора специалист-оператор видит все движения бура под землей и может оперативно реагировать на все изменения траектории его прохода и своевременно сообщить об этом машинисту буровой установки.