Зачем нужны воздушные клапаны и где их установить

Принцип работы и типы устройств

Если система работает исправно и в ней нет воздушных пробок, то поплавок плавает на поверхности и прижимает собой пробку или иглу на выпускном отверстии. В том случае, когда в результате завоздушенности уровень воды в радиаторе снижается — поплавок уходит вниз и открывает клапан для стравливания воздуха. Ручной аналог требует самостоятельного откручивания клапана.

Независимо от того, какой тип устройства выбрал собственник, при должном уровне эксплуатации он поможет решить проблему завоздушенных участков и вернуть системе отопления прежнюю производительность и эффективность.

Используя воздухоотводчик, собственник будет знать как развоздушить радиатор отопления, петлеобразный изгиб трубопровода или котел. При этом ему стоит помнить, что любой воздушный клапан — это расходный материал, который необходимо своевременно заменять

Для слаженной работы контура собственнику важно соблюдать правила эксплуатации клапанов, следить за их работоспособностью, а также менять изношенные воздухоотводчики на новую арматуру по прошествии срока эксплуатации, указанного производителем

Рекомендации по выбору воздушного клапана

Теоретически во всех необходимых местах можно ставить автоматический клапан для выпуска воздуха. Но на практике сфера применения автоматов ограничена по многим соображениям. Например, устройство крана Маевского проще и не имеет движущихся частей, поэтому он надежнее. Ручной кран представляет собой цилиндрический корпус из водопроводной латуни с наружной резьбой. Внутри корпуса проделано сквозное отверстие, проход в котором перекрывает винт с коническим окончанием.

От основного отверстия, расположенного по центру, отходит круглый калиброванный канал. При выкручивании винта между этими двумя каналами появляется сообщение, благодаря чему воздух покидает систему. Во время эксплуатации винт полностью закручен, а чтобы сбросить газы из системы, достаточно открутить его на пару оборотов отверткой или даже рукой.

В свою очередь, автоматический воздушный клапан – это полый цилиндр, внутри которого находится пластмассовый поплавок. Рабочее положение устройства – вертикальное, внутренняя камера заполнена теплоносителем, поступающим через нижнее отверстие под воздействием давления в системе. Поплавок механически прикреплен к игольчатому выпускному клапану посредством рычага. Газы, поступающие из трубопроводов, постепенно вытесняют воду из камеры и поплавок начинает опускаться. Как только жидкость будет полностью вытеснена, рычаг откроет клапан и весь воздух быстро покинет камеру. Последняя тут же снова наполнится теплоносителем.

Внутренние движущиеся части автоматического воздухосбрасывателя постепенно покрываются накипью, а рабочие отверстия заиливаются. Вследствие этого механизм заедает, а газы выходят медленно, через узел с иглой начинает протекать вода. Такой воздуховыпускной клапан проще заменить, чем отремонтировать. Отсюда вывод: автовоздушники ставятся только в тех местах, где без них никак не обойтись. Они подбираются для:

  • группы безопасности котла, где температура теплоносителя наиболее высокая;
  • высших точек вертикальных стояков, куда поднимаются все газы;
  • распределительного коллектора теплых полов, где скапливается воздух из всех греющих контуров;
  • петель П-образных компенсаторов из полимерных труб, повернутых кверху.

При выборе устройства следует обратить внимание на 2 параметра: максимальная рабочая температура и давление. Если речь идет о схеме обогрева частного дома высотой до 2 этажей, то в принципе подойдет любой автоматический клапан для спуска воздуха

Минимальные параметры воздушников, предлагающихся на рынке, следующие: рабочая температура до 110 ºС, диапазон давлений, в котором прибор работает эффективно – от 0.5 до 7 Бар.

В коттеджах повышенной этажности циркуляционные насосы могут развивать более высокое давление, так что при подборе нужно ориентироваться на их показатели. Что касается температуры, то в сетях частных жилищ она редко превышает 95 ºС.

Совет. Специалисты – практики рекомендуют приобретать автовоздушники с выхлопным патрубком, направленным вверх. По отзывам аппарат с боковым выходом начинает протекать гораздо чаще. Кроме того, при установке необходимо строго соблюдать вертикальное положение корпуса.

Ручные воздухоотводчики систем отопления (краны Маевского) наиболее часто принимаются для монтажа на радиаторы. Более того, многие производители секционных и панельных приборов комплектуют свои изделия кранами для удаления газов. При этом воздушники бывают 3 видов по способу откручивания винта:

  • традиционные, со шлицами под отвертку;
  • со штоком в виде четырехгранника или другой формы под специальный ключ;
  • с рукояткой для ручного откручивания без всякого инструмента.

Совет. Третий тип изделий не стоит приобретать для дома, где живут дети дошкольного возраста. Случайное открывание ими крана может привести к серьезным ожогам от горячего теплоносителя.

Какие проблемы позволяет решить воздухоотводчик?

При движении по контуру, теплоноситель выбирает путь наименьшего сопротивления, а поскольку завоздушенные участки являются серьезным препятствием для прохождения подогретой воды от котла, то батареи со скоплениями воздушной массы остаются холодными или прогреваются лишь частично. Помимо того, что такое явление ухудшает качество обогрева, оно также губительно влияет на работоспособность всех элементов, подключенных к контуру.

Если в системе отопления не используется клапан на радиаторе отопления для стравливания воздуха, то собственник может ждать следующих неприятностей:

  • выход из строя котла в результате перегрева теплообменника;
  • коррозия отопительных приборов;
  • низкая температура радиаторов при работе котла на пике производительности;
  • риск размораживания отдельного радиатора или целого контура в сильные морозы;
  • резкие скачки давления в контуре, приводящие к протечкам и нарушению целостности отопительных приборов.

Стоит понимать, что воздух в контуре — это серьезная неприятность. А как избавиться от воздуха в контуре можно узнать в нашей статье «Как грамотно спустить воздух из радиатора отопления?». Он имеет отличные от воды физические свойства — при нагревании расширяется больше и быстрее. Это приводит к возникновению серьезных аварийных ситуаций.

Зная о том, как правильно развоздушить систему отопления, собственник защитит себя от лишних хлопот и затрат, и выведет уровень надежности отопительного контура на новый уровень.

Способы борьбы с завоздушенностью системы

Для выведения скопившегося в трубах отопления воздуха используются специальные устройства – воздухоотводчики. Их нужно устанавливать на каждом радиаторе. в том числе и стальном, на выходе из нагревательных приборов или в самых высоких точках контура, где концентрируется высвободившийся кислород.

На рынке можно найти различные модификации подобной арматуры, наиболее распространенными являются устройства, произведенные в Италии и Германии. При одинаковом назначении различают два принципиально отличающихся типа.

Ручные устройства

Краны Маевского, или ручные воздухоотводчики, служат для сброса накопившегося в контуре воздуха. Они имеют достаточно простую конструкцию и состоят из винта, перекрывающего игольчатое отверстие в латунном корпусе.

Все части устройства плотно прилегают и в закрытом состоянии не пропускают теплоносителя. Газы стравливаются через расположенное в боковой части корпуса отверстие. В последнее время более популярными стала арматура с метрической резьбой, что значительно упрощает их изготовление. В различных конструкциях регулировка может производиться несколькими способами:

  • отвинчиваться отверткой;
  • открываться с использованием специального квадратного ключа ICMA;
  • отворачиваться руками.

Чаще всего ручные краны устанавливаются на радиаторы, вкручиваясь в верхнее отверстие. Такую арматуру подбирают в зависимости от диаметра.

Часто эти устройства ставятся и на другие приборы. К полотенцесушителям они крепятся при помощи тройника. В двухэтажных домах с верхней подачей все приборы, находящиеся на верхнем этаже, должны быть оснащены кранами Маевского.

После наполнения системы или перед отопительным сезоном необходимо стравливать накопившийся воздух. Для этого делается поворот ручного крана против часовой стрелки, и кислород выходит из прибора. Обычно достаточно одного оборота, но если скопился большой объем газов, можно докрутить вентиль еще на пол-оборота. Перекрывать его нужно, когда вместо газов начинает выходить вода. В системах с принудительной циркуляцией предварительно отключают насос, и через несколько минут после этого выпускают накопившиеся газы. При работающем насосе невозможно собрать весь воздух в месте крепления крана и пробка не удалится.

Иногда встречаются ручные воздухоотводчики не с игольчатым штоком, а с металлическим шариком, перекрывающим отверстие для сброса кислорода. Может отличаться и конструкция корпуса, позволяя установку крана как прямо, так и под углом.

Автоматический клапан

В основе работы воздухоотводчиков, срабатывающих автоматически, лежит поплавково-клапанный принцип. В латунном корпусе устанавливается поплавок, соединенный при помощи рычага с выпускным клапаном. Поплавок постоянно плавает в воде, клапан при этом перекрыт. В случае накопления воздуха поплавок опускается и открывает клапан. Газ выходит в атмосферу через узкое отверстие между поплавком и корпусом.

Далее происходит обратный процесс. По мере выхода воздуха корпус заполняется теплоносителем, и поплавок подымается, перекрывая клапан. При поломке воздухоотводчика не происходит утечки жидкости благодаря присутствию в конструкции запорных колпачков. Монтируется в систему автоматический воздухоотводчик через специальный запорный клапан, который перекрывается, когда устройство снимается. Это позволяет производить ремонтные работы без слива воды и сброса давления.

https://youtube.com/watch?v=8PSjHc4kPcI

Устанавливаются такие устройства в самых высоких точках системы и располагаются вертикально. Чаще всего их монтируют в таких ответственных местах:

  • на отопительном котле;
  • в верхней точке стояка;
  • на коллекторах;
  • на воздушных сепараторах.

Более широкому применению препятствует низкое качество технической воды. Мелкие частицы, плавающие в жидкости, засоряют отверстие для сброса воздуха, и оборудование перестает работать. В арматуре AFRISO внесено принципиальное изменение в конструкцию:

  • увеличен размер отверстия;
  • отводящий канал расположен посередине поплавка.

Такая конструкция позволяет воздухоотводчику работать более эффективно и независимо от качества теплоносителя, к тому же значительно упростилось его обслуживание и чистка.

Как удаляется воздушная пробка

Для удаления газа, ручной кран приоткрывается на минимальное положение до появления звука выходящего воздуха или воды. При появлении воды кран перекрывается. Для защиты близкорасположенных поверхностей от брызг, можно использовать ткань, ковш, пластину.

Автоматические клапаны могут спускать воздух самостоятельно. Но периодически, раз в месяц или при снижении циркуляции, их следует проверять, производя контрольный спуск. Для этого на них установлены контрольные кнопки. При нажатии кнопки поплавок опускается. В поплавковой камере всегда находится небольшое количество газа, это нормально. Если воздуха оказалось намного больше, возможно, клапан был подклинят. Через некоторое время стоит проверить его работу еще раз.

Для удаления воздушной пробки из труднодоступных мест, либо на участке, где воздушные клапаны не установлены, следует создать максимальную скорость потока теплоносителя. Движущаяся вода будет разбивать воздушную пробку на мелкие пузырьки и выносить их из места скопления. Для этого можно произвести частичный слив воды, при работающей подпитке или подачи теплоносителя на вводе в помещение. Слив необходимо производить как можно ближе к месту завоздушивания. Профессиональные слесари удаляют таким образом пробки, через слив в подвале, даже в многоэтажных домах, когда нет доступа в закрытую квартиру верхнего этажа.

Клапан или фановая труба

А теперь давайте определимся, может ли вакуумный клапан полностью заменить фановую трубу. Это вопрос мы тоже разобьем на два:

Можно ли снабдить канализацию в частном доме клапаном вместо вентиляции? Можно ли своими руками демонтировать канализационный стояк на верхнем этаже многоквартирного дома выше крестовины или тройника и установить вместо него фановый клапан?

Частный дом

Установка клапана вместо вентиляции возможна, но нежелательна. Почему?

  • От создающейся в стояках тяги никуда не деться. Малейшее нарушение герметичности канализации — и запахи сточных вод станут насыщать кухню и санузел. При работающей вентиляции любой просвет между обвязкой сантехприбора и раструбом трубы станет, наоборот, вытягивать воздух из соответствующих помещений;
  • При подключении к центральной канализации фановая труба способствует вентиляции смотрового колодца через выпуск. В частности, под крышкой падает содержание метана. Аргумент не надуманный: ежегодно несколько человек гибнут, задохнувшись в колодце;
  • Если вы пользуетесь септиком, его вентиляция через фановую трубу будет способствовать активизации жизнедеятельности аэробных бактерий и, значит, более качественной переработке стоков с уменьшением твердого осадка и запахов.

Многоквартирный дом

Я настоятельно не рекомендую разбирать вывод стояка на кровлю. Даже с заменой фановой трубы вакуумным клапаном. Видите ли, выигрышем от такого решения будет всего лишь возможность сделать шкафчик над унитазом чуть более просторным; зато на вашу голову обрушится праведный гнев соседей снизу, жилищной организации и представителей муниципалитета.

Почему?

Механизм вкратце таков:

  • После демонтажа фановой трубы и установки клапана вентиляция стояка прекратится, но тяга в нем никуда не денется. Между тем соединения умывальников с гребенкой в большинстве квартир негерметичны. Внезапно появившееся амбре вызовет интерес жильцов на этажах под вами и кучу жалоб в ЖЭК или управляющую компанию;
  • Пришедший на вызов слесарь первым делом обследует вывод фановой трубы на крышу. Убедившись в том, что она отсутствует или обрезана на уровне чердака, он нанесет визит на верхний этаж — к вам;
  • По результатам обследования стояка будет составлен акт о самовольном переустройстве инженерных коммуникаций, затрагивающем интересы других жильцов;
  • Последствием станет предписание восстановить первоначальную конфигурацию стояка с возможным наложением административного взыскания.

Заполнение отопительного контура теплоносителем

Чтобы отопительная система работала правильно, ее следует промывать, а затем заново заполнять водой. Нередко именно на этом этапе в контур просачивается воздух. Это происходит из-за неправильных действий во время заполнения контура. В частности, воздух может быть захвачен слишком стремительным потоком воды, как упоминалось ранее.

Схема расширительного бака открытого отопительного контура позволяет составить представление о порядке заполнения такой системы теплоносителем после промывки

Кроме того, правильное заполнение контура способствует также более быстрому удалению той части воздушных масс, которые растворены в теплоносителе. Для начала имеет смысл рассмотреть пример заполнения открытой отопительной системы, в самой верхней точке которой расположен расширительный бак.

Заполнять теплоносителем такой контур следует, начиная с самой нижней его части. Для этих целей внизу в систему вмонтирован запорный кран, через который осуществляется подача водопроводной воды в систему.

В правильно устроенном расширительном баке имеется специальный патрубок, который защищает его от перелива.

На этот патрубок следует надеть шланг такой длины, чтобы его второй конец был выведен на участок и находился вне дома. Перед началом заполнения системы следует позаботиться об отопительном котле. Его на это время рекомендуется отключить от системы, чтобы не сработали защитные модули этого агрегата.

После того, как эти подготовительные мероприятия выполнены, можно начинать заполнение контура. Кран в нижней части контура, через который поступает водопроводная вода, открывают таким образом, чтобы вода заполняла трубы очень медленно.

Рекомендуемая скорость потока при заполнении должна быть примерно в три раза меньше, чем максимально возможная. Это значит, что кран следует отвернуть не полностью, а только на одну треть просвета трубы

Медленное заполнение продолжают до тех пор, пока вода не потечет через шланг перелива, выведенный наружу. После этого водопроводный кран следует закрыть. Теперь следует пройти по всей системе и на каждом радиаторе открыть кран Маевского, чтобы спустить воздух.

Затем можно снова подключить к отопительной системе котел. Эти краны также рекомендуется открывать очень медленно. В ходе заполнения котла теплоносителем можно услышать шипение, которое издает защитный клапан сброса воздуха.

Это нормальное явление. После этого в систему снова нужно долить воды все в таком же медленном темпе. Расширительный бак должен быть заполнен примерно на 60-70%.

После этого необходимо выполнить проверку работы отопительной системы. Котел включают и прогревают отопительную систему. Затем радиаторы и трубы исследуют, чтобы выявить места, где нагрев отсутствует или является недостаточным.

Недостаточный прогрев свидетельствует о наличии воздуха в батареях отопления, нужно снова провести его стравливание через краны Маевского. Если процедура заполнения отопительного контура теплоносителем прошла успешно, не стоит расслабляться.

Еще как минимум неделю работу системы следует внимательно контролировать, следить за уровнем воды в расширительном баке, а также проверять состояние труб и радиаторов. Это позволит оперативно устранить возникшие проблемы.

Подобным же образом осуществляют заполнение теплоносителем систем закрытого типа. Воду в систему тоже следует подавать с небольшой скоростью через специальный кран.

Выполнить заполнение отопительной системы закрытого типа рабочей жидкостью (теплоносителем) можно своими силами

Важно для этого вооружиться манометром. Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением

Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар

Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением. Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар.

Выполнять обе эти операции в одиночку затруднительно. Поэтому рекомендуется заполнение закрытого контура выполнять вместе с помощником. Пока один спускает воздух из радиаторов, его напарник контролирует уровень давления в системе и сразу же корректирует его. Совместная работа повысит качество выполнения этого типа работ и сократит их сроки.

Последствия отсутствия воздухосбросника в отоплении

Функционирование отопительного комплекса основано на циркуляции в трубопроводе носителя и отдаче части тепла обогревательным приборам. Последние, в свою очередь, делятся этим теплом с помещением, в котором находятся. Образовавшаяся в трубопроводе или в радиаторе воздушная пробка (завоздушивание) ведет к нарушению всего процесса: циркуляция теплоносителя затрудняется либо останавливается совсем. Чем еще чревато отсутствие в схеме отопления автоматических воздухоотводчиков?

  • шумное движение носителя в трубах, вибрация, повышение вероятности разрушения в местах пайки;
  • завоздушивание на удаленных отрезках трубопровода, на тех площадях, где температурный режим не подвергается постоянному контролю, может вызвать остановку циркуляции через некоторые радиаторы. В ряде случаев это может привести к размораживанию всего обогревательного комплекса;
  • снижение эффективности теплоснабжения и перерасход отопительного сырья;
  • выход из строя радиаторов, вызванный коррозией. Образуется коррозия в результате попадания воздуха на внутренние стенки батарей.

Автоматические воздухоотводчики – это такие же необходимые составные части системы отопления, как обогревательные приборы, трубы и теплогенератор. Автоматизированные устройства дают возможность отопительному комплексу функционировать полноценно и поддерживают в действующем состоянии все остальные элементы схемы.

Устанавливаем клапана для сброса воздуха

Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

Воздушный клапан Маевского

Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

Устройство для отвода воздуха из радиаторов

Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

Автоматический клапан сброса воздуха

Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

Принцип работы автоматического спускника такой:

  • В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
  • При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
  • Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.

Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха

Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры.
По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой.
Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.

По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

Чистка от солей

Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.

Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде

Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.

Разновидности конструкции

Воздухоотводчики отличаются также по конструкционному исполнению. Чаще всего речь идет о форме прибора.

Она может быть:

  • Прямой.
  • Угловой.
  • Горизонтальной.
  • Вертикальной.

Строго говоря, функцию клапана на батарее отопления для сброса воздуха может выполнять простой кран: как правило, с помощью таких приспособлений параллельно с воздухом может сливаться и застоявшаяся вода. Такие схемы, как правило, часто использовались в прошлом веке, до изобретения более надежных устройств. Перед тем, как поставить кран на батарею, требовалось полное удаление теплоносителя из системы. В те времена отсекающие вентили обычно не применялись.

Современные контуры повсеместно комплектуются воздухоотводчиками в комбинации с предохранительными устройствами. Приспособления для стравливания воздушных пробок уже давно считают неотъемлемыми атрибутами систем отопления, наряду с радиатором или котлом. Они поддерживают контур в рабочем тонусе путем своевременного избавления от воздушных пробок.